Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1307/2022 по иску Гирша Андрея Михайловича к акционерному обществу "Электрогаз" о возложении обязанности по включению в состав участников негосударственного пенсионного фонда, перечислении пенсионного взноса, по кассационной жалобе Гирша Андрея Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гирш А.М. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Электрогаз" (далее по тексту - АО "Электрогаз", до 08 июля 2022 года АО "Газпром электрогаз") о включении в состав участников акционерного общества негосударственного пенсионного фонда "ГАЗФОНД" и перечислении пенсионного взноса в сумме 8 218 368 руб. для назначения негосударственной пенсии.
В обоснование иска указал, что с 11 ноября 1997 года он состоял с ответчиком - филиалом "Надымэлектрогаз" АО "Газпром электрогаз" в трудовых отношениях. В настоящее время трудовые отношения прекращены в связи с сокращением штата работников. На 10 января 2021 года стаж его работы у ответчика составил 24 года 2 месяца. 31 мая 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о перечислении пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение в акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД" (далее по тексту ? АО НПФ "ГАЗФОНД"), но ответа на свое заявление не получил, также и просьбу его работодатель не выполнил.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 года исковые требования Гирша А.М. удовлетворены. На АО "Электрогаз" возложена обязанность по включению Гирша А.М. в состав участников негосударственного обеспечения АО НПФ "ГАЗФОНД" и перечислению за Гирша А.М. на открытый на его имя счет в АО НПФ "ГАЗФОНД" пенсионных взносов в сумме 8 128 368 руб. в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) N Ю16-265/2-11 от 24 марта 2011 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2022 года решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Гирша А.М.
В кассационной жалобе Гирш А.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
От представителя АО "Электрогаз" поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, с 11 ноября 1997 года истец Гирш А.М. состоял в трудовых отношениях с АО "Газпром электрогаз" и работал в Филиале "Надымэлектрогаз" в различных должностях. 10 января 2021 года уволен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с сокращением штата работников организации.
Согласно сведениям о работниках филиала "Надымэлектрогаз" АО "Газпром электрогаз", включаемых в состав участников АО НПФ "ГАЗФОНД" по состоянию на 2022 года, значится истец, указан размер пенсионного взноса 8 218 368 руб.
31 мая 2022 года истец обратился в АО "Газпром электрогаз" с заявлением о направлении в АО НПФ "ГАЗФОНД" распорядительного письма о включении его в состав участников негосударственного пенсионного фонда АО НПФ "ГАЗФОНД", необходимости перечисления пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение в размере 8 218 368 руб.
Заявление истца о включении его в состав участников АО НПФ "ГАЗФОНД" оставлено ответчиком без ответа.
05 августа 2013 года дополнительным образованием АО "Электрогаз" открытого акционерного общества "Газпром" (далее по тексту ? ДОАО "Электрогаз" ОАО "Газпром") принят коллективный договор на 2013 - 2016 годы, предусматривающий в пункте 6.1.12 обязанность работодателя осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников в соответствии с заключенным между АО НПФ "ГАЗФОНД" и ДОАО "Электрогаз" ОАО "Газпром" пенсионным договором.
Дополнительным соглашением от 28 июля 2016 года срок действия коллективного договора продлен на период с 05 августа 2016 года по 04 августа 2019 года, а также определено в связи с изменением наименования общества по всему тексту коллективного договора вместо наименования ДОАО "Электрогаз" ОАО "Газпром" читать АО "Газпром электрогаз".
Дополнительным соглашением от 10 июля 2019 года коллективный договор продлен на 3 года до 04 августа 2022 года.
Пунктом 1.3. коллективного договора предусмотрено, что он устанавливает размер гарантий, льгот и компенсаций с учетом финансово-экономических возможностей, в рамках утвержденного бюджета доходов и расходов.
Пунктом 1.4 коллективного договора предусмотрена возможность работодателя расширить социальные льготы, гарантии и компенсации в зависимости от финансово-экономических возможностей.
Дополнительным соглашением к коллективному договору от 15 июля 2018 года с 16 июля 2018 года в связи с невозможностью финансового обеспечения приостановлены начисления и выплаты по ряду обязательств, предусмотренных разделами 5 и 6 коллективного договора, в том числе пунктов 6.1.1, 6.1.5, 6.1.13, 6.3.3, 6.3.4, 6.3.5, 6.3.9, 5.1.5. и 5.1.6.
Дополнительным соглашением к коллективному договору, утвержденным 27 августа 2018 года с 30 августа 2018 года возобновлены начисления и выплаты по пункту 5.1.6 коллективного договора.
Дополнительным соглашением к коллективному договору, утвержденным 22 октября 2020 года, с указанной даты приостановлено действие пункта 6.1.4 коллективного договора в части доплат сверх размера пособия по временной нетрудоспособности и частью 2 этого же дополнительного соглашения с 01 января 2021 года, в числе прочего, исключен пункт 6.1.12 коллективного договора об осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения работников.
Письмом от 14 декабря 2020 года АО "Газпром электрогаз" уведомил АО НПФ "ГАЗФОНД" о прекращении 01 декабря 2020 года финансирования пенсионного договора от 24 марта 2011 года, в связи с отсутствием финансово-экономических возможностей.
Приказом генерального директора АО "Газпром электрогаз" от 24 декабря 2020 года N 378 отменено с 01 января 2021 года действие Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО "Газпром электрогаз".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО "Газпром электрогаз" от 01 июля 2011 года, с учетом договора негосударственного пенсионного обеспечения N Ю16-265/2-11 от 24 марта 2011 года, а так же коллективного договора от 05 августа 2013 года и дополнительных соглашений к нему от 28 июля 2016 года, от 10 июля 2019 года, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению истца в состав участников фонда негосударственного обеспечения АО НПФ "ГАЗФОНД" и перечислению за истца на открытый на его имя счет в АО НПФ "ГАЗФОНД" пенсионных взносов в сумме 8 128 368 руб. в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) N Ю16-265/2-11 от 24 марта 2011 года.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истец относился к той категории работников, которых вкладчик обязан включить в состав участников фонда независимо от их возраста при увольнении, в связи с реорганизацией, ликвидацией обособленных структурных подразделений, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, имеющих стаж работы в ДОАО "Электрогаз" не менее 20 лет, поскольку на момент подачи указанного заявления истец соответствовал всем необходимым критериям, предусмотренным Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ПР - Электрогаз - 09-01-11 от 01 июля 2011 года для включения его в состав участников АО НПФ "ГАЗФОНД", так как стаж работы Гирша А.М. у ответчика превысил 24 года, и он был уволен в связи с сокращением штата и был принят на работу к вкладчику до введения в действие указанного Положения в 1999 году, отклонив при этом доводы ответчика об отмене с 01 января 2021 года действия Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО "Газпром электрогаз", поскольку сам договор негосударственного пенсионного обеспечения N Ю16-265/2-11 от 24 марта 2011 года не расторгнут, является действующим и АО НПФ "ГАЗФОНД" продолжает исполнять свои обязательства по выплате негосударственной пенсии участникам фонда, в соответствии с условиями пенсионного договора.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО "Газпром электрогаз", действующего до 01 января 2021 года, оценив представленные доказательства, исходил из того, что основания для возложения на ответчика обязанности по включению истца в состав участников АО НПФ "ГАЗФОНД" отсутствуют, поскольку, до момента отмены указанного Положения, в состав таких участников включались работники организации, а также работники ОПО ДОАО "Электрогаз", состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющие стаж работы в организациях системы ОАО "Газпром" не менее 15 лет, в том числе, стаж работы в ДОАО "Электрогаз" не менее 10 лет: при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин); после достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), при условии, что они были приняты на работу к вкладчику до введения в действие настоящего положения. Так как на момент действия указанного Положения и пункта 6.1.12 коллективного договора об осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения работников, истец еще не был уволен и состоял в трудовых отношениях с ответчиком, при этом до 31 декабря 2020 года не достиг необходимого пенсионного возраста 60 лет, что являлось обязательным условием для включения работника в состав участников фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у работодателя отсутствовала обязанность по включению истца в состав участников фонда и уплаты за него взносов в АО НПФ "ГАЗФОНД".
Также суд указал, что нерасторжение договора негосударственного пенсионного обеспечения N Ю16-265/2-11 от 24 ноября 2011 года не свидетельствует о наличии у истца права на негосударственное пенсионное обеспечение, поскольку на момент увольнения истца по сокращению штата пункт 6.1.12 коллективного договора, как и Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников уже были отменены.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы истца не опровергаются.
Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов регулирует Федеральный закон от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Статья 3 Федерального закона от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" содержит основные понятия, используемые в законе, в числе которых четко определены такие понятия как договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор), вкладчик, участник, пенсионные основания, правила фонда. В статьях 9, 11, 12 указанного закона приведены требования к пенсионным правилам фонда, пенсионным схемам, применяемым фондом, пенсионным договорам.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" права и обязанности вкладчиков и участников определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, пенсионным договором, в частности, участники имеют право требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора, получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания (часть 3 статьи 13), а вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором (часть 4 статьи 13).
02 июня 2009 года решением Совета фонда (протокол N 55) были утверждены пенсионные правила АО НПФ "ГАЗФОНД", которые впоследствии прошли соответствующую регистрацию и содержат помимо прочего описание шести пенсионных схем.
Реализуя свое желание и возможности, 24 марта 2011 года ДОАО "Электрогаз" ОАО "Газпром" (Вкладчик) добровольно заключил с АО НПФ "ГАЗФОНД" договор негосударственного пенсионного обеспечения N Ю16-265/2-11 (пенсионный договор), в соответствии с которым, негосударственное пенсионное обеспечение участников осуществляется Фондом в соответствии с Правилами, которые являются неотъемлемой частью договора (пункт 1 указанного договора).
Стороны договорились, что негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется по пенсионной схеме N 2 "С установленными размерами пенсионных взносов. Пенсионные выплаты производятся в течение определенного пенсионным договором ряда лет (5 и более) до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника" (пункт 2 пенсионного договора).
Пенсионными основаниями, как установлено пунктом 3 пенсионного договора, являются заключение вкладчиком пенсионного договора и уплата им пенсионного взноса в порядке, установленном указанным договором, а также достижение участником возраста 60 лет для мужчин, 55 лет - для женщин, или досрочное назначение участнику трудовой пенсии, или назначение трудовой пенсии по инвалидности, или назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионным законодательством.
В пункте 4.5 договора указано основное право участника - получать при наступлении у него пенсионных и дополнительных оснований негосударственную пенсию в соответствии с условиями настоящего договора.
Условия договора согласуются с пенсионными правилами НПС "ГАЗФОНД" и требованиями Федерального закона от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Из вышеприведенного следует, что ответчик заключил с ОА НПФ "ГАЗФОНД" пенсионный договор, по которому вкладчик участник не совпадают в одном лице, то есть договор в пользу третьих лиц - работников ДОАО "Электрогаз" ОАО "Газпром" (статья 430 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате пенсионных взносов и предоставлению фонду информации об участнике (участниках), в пользу которого (которых) заключен договор, возложена на ДОАО "Электрогаз" ОАО "Газпром" (пункт 4.2 пенсионного договора).
При этом, как указывалось выше пенсионные основания (основание приобретения участником права на получение негосударственной пенсии), должно в обязательном порядке быть указаны в правилах фонда, пенсионных схемах пенсионном договоре (статьи 9, 11 Федерального закона от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.
На предприятии с 2011 года действовало Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников от 01 июля 2011 года (с этой же даты введено), в редакции с изменениями от 26 июня 2015 года, которое определяло порядок негосударственного пенсионного обеспечения работников.
В соответствии с разделом 4 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, в состав участников фонда включаются работники организации, а также работники ОПО ДОАО "Электрогаз", состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющие стаж работы в организациях системы ОАО "Газпром" не менее 15 лет, в том числе стаж работы в ДОАО "Электрогаз" не менее 10 лет: при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) (пункт 4.3.1 Положения); после достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), при условии, что они были приняты на работу к вкладчику до введения в действие настоящего положения (пункт 4.3.2 Положения).
Пунктом 4.4. Положения предусмотрены дополнительные категории работников, которых вкладчик обязан включить в состав участников фонда вне зависимости от достижения ими пенсионного возраста при увольнении: в связи с признанием инвалидами I или II группы и наличии стажа работы в ДОАО "Электрогаз" не менее 10 лет (пункт 4.4.1. Положения); по собственному желанию в связи с досрочным выходом на пенсию при наличии стажа работы в системе ОАО "Газпром" не менее 15 лет, в том числе в ДОАО "Электрогаз" не менее 10 лет (пункт 4.4.2 Положения); в связи с реорганизацией, ликвидацией обособленных структурных подразделений, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, имеющих стаж работы в ДОАО "Электрогаз" не менее 20 лет (пункт 4.4.3. Положения).
Пунктом 4.6 Положения определен исчерпывающий перечень работников, в отношении которых у вкладчика не возникают обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению, в частности: - принятых на работу после достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (принятых на работу после введения в действие настоящего положения); - принятых с испытательным сроком, до истечения установленного трудовым договором срока испытания; - принятых на работу по совместительству; - принятых на работу по договорам гражданско-правового характера; - с которым заключен срочный трудовой договор для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы (должность); - указанных в пунктах 4.3.1, 4.3.2, 4.4.2, 4.4.3, 4.5, в случае, если в течение последующего периода работы в ДОАО "Электрогаз" после осуществления взноса они будут уволены за виновные действия в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и исходя из системного толкования раздела 4 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО "Газпром электрогаз" от 01 июля 2011 года, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для включения истца в состав участников АО НПФ "ГАЗФОНД" в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения N Ю16-265/2-11 от 24 марта 2011 года, а также для перечисления пенсионного взноса за Гирша А.М. не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца о нарушении ответчиком процедуры и порядка внесения изменений в Коллективный договор в октябре 2020 года относительно пункта 6.1.12. судебная коллегия отклоняет, поскольку изменения в коллективный договор были внесены в него в соответствии с требованиями закона, так как они были утверждены компетентным органом, в состав которого входили, в том числе, представители работников, были оформлены дополнительным соглашением к нему и подписаны сторонами.
Довод заявителя о том, что в тексте апелляционного определения истцом указана Запорожцева М. В, в связи с чем непонятно по какому делу вынесено данное апелляционное определение, не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку указывает на единичную описку судом апелляционной инстанции при вынесении судебного акта, но при этом дело было рассмотрено именно по требованиям Гирша А.М. о возложении на АО "Газпром электрогаз" обязанности по включению его в состав участников негосударственного пенсионного фонда и перечисления пенсионного взноса.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец имеет право на включение его в состав участника негосударственного пенсионного фонда и перечисления ответчиком в пользу истца пенсионных взносов соответствии с подпунктом 4.4.3. пункта 4.4. раздела 4 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО ""Газпром электрогаз", в связи с реорганизацией, ликвидацией обособленных структурных подразделений, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, с учетом стажа работы в ДОАО "Электрогаз" 24 года, являлись предметом исследования и оценки суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гирша Андрея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.