Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2530/2022 по иску Панина Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Панина Сергея Владимировича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Григорьевой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Панин С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Тюмени Тюменской области и с учетом уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований просил включить в специальный стаж лечебной деятельности периоды работы с 24 июня 1991 года по 13 августа 1991 года (01 м. 20 д.) в должности фельдшера здравпункта Правдинской нефтегазоразведочной экспедиции; с 05 февраля 2015 года по 12 июля 2020 года (05 лет 05 месяцев 07 дней) в должности оперирующего врача акушера-гинеколога в акушерском отделении стационара в городской больнице АО "Медицинский центр" (в льготном исчислении 08 лет 01 месяц 25 дней); с 06 сентября 2004 года по 25 марта 2005 года (06 месяцев 20 дней) в должности врача акушера-гинеколога в гинекологическом стационаре НУЗ "Отделенческая больница на станции ОАО "Российские железные дороги" (в льготном исчислении 10 месяцев); периоды командировок с 06 июня 2005 года по 09 июня 2005 года (04 дня в льготном исчислении 06 дней), с 09 июня 2008 года по 11 июня 2008 года (03 дня в льготном исчислении 4, 5 дня), с 07 декабря 2010 года по 08 декабря 2010 года (02 дня в льготном исчислении 03 дня), с 06 июня 2011 года по 09 июня 2011 года (04 дня с льготном исчислении 06 дней), с 30 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года (02 дня в льготном исчислении 03 дня), с 04 июня 2012 года по 09 июня 2021 года (06 дней в льготном исчислении 09 дней), с 21 января 2013 года по 24 января 2013 года (04 дня в льготном исчислении 06 дней), с 14 октября 2013 года по 15 октября 2013 года (02 дня в льготном исчислении 03 дня), всего в льготном исчислении 40 дней; период прохождения курсов повышения квалификации с 11 января 2018 года по 07 февраля 2018 года (27 дней); признании возникновения права истца на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 12 июля 2020 года и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в
связи с лечебной деятельностью с 12 января 2022 года.
Исковые требования мотивированы тем, что 28 мая 2019 года истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (в связи с осуществлением лечебной деятельности). Решениями ответчика от 22 августа 2019 года, 24 сентября 2020 года, 10 февраля 2022 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью стажа лечебной деятельности. Пенсионным фондом не зачтены в специальный стаж истца спорные периоды, с чем истец не согласен, поскольку данные периоды подлежат включению в льготном исчислении и дают ему право на досрочное назначение пенсии.
Определением суда от 24 февраля 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 октября 2022 года, исковые требования Панина Сергея Владимировича удовлетворены частично: на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность включить Панину Сергею Владимировичу в специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 24 июня 1991 года по 13 августа 1991 года в должности фельдшера здравпункта Правдинской нефтегазоразведочной экспедиции; в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) с 06 сентября 2004 года по 25 марта 2005 года в должности врача акушера гинеколога в гинекологическом отделении стационара Негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Тюмень открытого акционерного общества "Российские железные дороги", периоды командировок в льготном исчислении с 06 июня 2005 года по 09 июня 2005 года, с 09 июня 2008 года по 11 июня 2008 года, с 07 декабря 2010 года по 08 декабря 2010 года, с 06 июня 2011 года по 09 июня 2011 года, с 30 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года, с 04 июня 2012 года по 09 июня 2021 года, с 21 января 2013 года по 24 января 2013 года, с 14 октября 2013 года по 15 октября 2013 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Панин С.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на их незаконность в данной части.
На дату рассмотрения кассационной жалобы ГУ - ОПФР по Тюменской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Истец Панин С.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Панин С.В. 18 января 2017 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 17 апреля 2017 года Панину С.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности.
Из указанного решения следует, что Панин С.В. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе персонифицированного учета 29 декабря 2000 года, имеет 22 года 05 месяцев 28 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
29 мая 2019 года Панин С.В. повторно обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 22 августа 2019 года Панину С.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности.
Из указанного решения следует, что Панин С.В. имеет 24 года 06 месяцев 15 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
07 июля 2020 года Панин С.В. обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением от 24 сентября 2020 года Панину С.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности.
Из указанного решения следует, что Панин С.В. имеет 26 лет 00 месяцев 12 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
24 сентября 2020 года Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области пересчитан специальный стаж, определен 20 лет 08 месяцев 09 дней.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы с 24 июня 1991 года по 13 августа 1991 года (00 лет 01 месяц 20 дней) в должности фельдшера здравпункта Правдинской нефтегазоразведочной экспедиции, по мотиву того, что отсутствуют документы, подтверждающие отнесение здравпункта к врачебному или фельдшерскому; с 26 марта 2002 года (00 лет 00 месяцев 01 день), с 08 июня 2002 года по 16 июня 2002 года (00 лет 00 месяцев 09 дней), 28 января 2003 года (00 лет 00 месяцев 01 день), с 16 февраля 2004 года по 29 февраля 2004 года (00 лет 00 месяцев 14 дней), с 08 марта 2004 года по 16 марта 2004 года (00 лет 00 месяцев 09 дней). - работа на 0, 5 ставки ГБУЗ ТО "ОКБ N 2", в том числе как 1 год и 6 месяцев в отделении хирургического профиля стационара; с 05 февраля 2015 года по 08 января 2018 года (02 года 11 месяцев 04 дня), с 08 февраля 2018 года по 06 июля 2020 года (02 года 04 месяца 29 дней) врач акушер-гинеколог в городской больнице ОАО "Медицинский центр", по мотиву того, что Общества по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются, также не включены отвлечения от основной деятельности с 06 сентября 2004 года по 31 декабря 2004 года (00 лет 03 месяцев 26 дней), с 21 ноября 2013 года (00 лет 00 месяцев 01 день); командировки, отпуска без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации.
Как следует из трудовой книжки Панина С.В, 24 июня 1991 года истец принят фельдшером здравпункта в Правдинскую нефтегазоразведочную экспедицию, 13 августа 1991 года уволен по окончанию временных работ.
Разрешая спор и включая в специальный стаж периоды работы с 24 июня 1991 года по 13 августа 1991 года в должности фельдшера здравпункта Правдинской нефтегазоразведочной экспедиции, суд первой инстанции, руководствуясь Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, исходил из того, что указанным Списком право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а поскольку в спорный период Панин С.В. работал фельдшером в здравпункте, то есть в должности, указанной в Списке, а здравпункт являлся структурным подразделением предприятия, работодателем подтверждается льготный характер работы в спорный период, что подтверждено сведениями индивидуального персонифицированного учета, то спорный период подлежит включению в специальный стаж.
Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев период работы истца с 06 сентября 2004 года по 25 марта 2005 года в должности врача акушера-гинеколога в гинекологическом отделении стационара НУЗ "Отделенческая больница на станции Тюмень ОАО "РЖД", суд первой инстанции, оценив справку НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тюмень ОАО "РЖД" N 51 от 20 января 2020 года, уточняющую характер работы или условий труда, архивную справку ГБУ ТО "Государственный архив Социально-политической истории Тюменской области N С-644 от 11 марта 2022 года, справку о переименованиях, устав негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Тюмень открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 21 июня 2004 года, пришел к выводу, что в указанный период истец работал в должности врача-акушера-гинеколога (оперирующий) в гинекологическом отделении, полный рабочий день, на полную ставку, за исключением периодов отвлечений от работы; учреждение является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли, в качестве основной цели своей деятельности, в связи с чем данный период подлежит включению в специальный стаж.
Приходя к выводу о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов командировок с 06 июня 2005 года по 09 июня 2005 года, с 09 июня 2008 года по 11 июня 2008 года, с 07 декабря 2010 года по 08 декабря 2010 года, с 06 июня 2011 года по 09 июня 2011 года, с 30 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года, с 04 июня 2012 года по 09 июня 2012 года, с 21 января 2013 года по 24 января 2013 года, с 14 октября 2013 года по 15 октября 2013 года, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с требованиями статьи 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации периоды нахождения на учебе, в командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
В указанной части судебные постановления в кассационном порядке не обжалуются, следовательно, предметом кассационной проверки не являются.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении периоды работы с 05 февраля 2015 года по 12 июля 2020 года в должности оперирующего врача акушера-гинеколога в акушерском отделении стационара в городской больнице АО "Медицинский центр", суд первой инстанции, руководствуясь Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что такой вид учреждений, как акционерное общество не поименован в Списке. Городская больница акционерного общества "Медицинский центр" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли при осуществлении хозяйственной и коммерческой деятельности, что следует из Устава от 27 октября 2004 года, от 17 июня 2019 года и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Отказывая во включении в специальный стаж в льготном исчислении период с 11 января 2018 года по 07 февраля 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец осуществлял деятельность в Городской больнице АО "Медицинский центр", то есть не в учреждении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установив, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии (07 июля 2020 года) продолжительность специального стажа являлась недостаточной для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", и при включении судом в специальный стаж истца периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, у истца не будет выработано необходимого 30-летнего стажа, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о признании возникновения права истца на получение досрочной страховой песни по старости в связи с лечебной деятельностью с 12 июля 2020 года и назначении ему досрочной страховой пенсии по истечении отсрочки с 12 января 2022 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов с 05 февраля 2015 года по 12 июля 2020 года (5 лет 5 месяцев 7 дней) в должности оперирующего врача акушера-гинеколога в акушерском отделении стационара в городской больнице АО "Медицинский центр" (в льготном 8 лет 1 месяц 25 дней); период прохождения курсов повышения квалификации с 11 января 2018 года по 07 февраля 2018 года, со ссылкой на то, что в уставе АО "Медицинский центр" перечислены основные виды деятельности Общества, среди которых: оказание медицинских услуг населению, врачебная практика и др. услуг, позволяющих с точностью определить, что Общество создано для оказания населению медицинской помощи, АО "Медицинский центр" оказывает как платные медицинские услуги, так и бесплатные, включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, в стационаре акушерско-гинекологического отделения Общества работают всего два врача акушера-гинеколога, что предполагает высочайшую нагрузку, отклоняются, поскольку работодатель не подтверждает выполнение работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Панина С.В. также нет сведений о наличии кодов льготной работы, а также доводы основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781).
Раздел "Наименование учреждений" указанного Списка N 781, подлежащего применению к периоду работы с 05 февраля 2015 года по 12 июля 2020 года в Городской больнице АО "Медицинский центр", не предусматривает акционерные общества.
Правовое положение акционерного общества, права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об акционерных обществах".
В соответствии с части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно статье 96 Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Согласно статье 12321 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, городская больница АО "Медицинский центр" исходя из приведенного выше правового регулирования не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка N 781.
Так как Панин С.В. в спорный период осуществлял трудовую деятельность в Городской больнице акционерного общества "Медицинский центр", а не в учреждениях здравоохранения, спорный период с 05 февраля 2015 года по 12 июля 2020 года обоснованно не включен судами в специальный стаж.
Поскольку в период прохождения курсов повышения квалификации с 11 января 2018 года по 07 февраля 2018 года истец осуществлял деятельность в Городской больнице АО "Медицинский центр", то есть не в учреждении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанный период прохождения курсов повышения квалификации правильно не включен судами в специальный стаж.
Поскольку у истца отсутствует необходимая для назначения пенсии продолжительность специального стажа, исковые требования Панина С.В. о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возложении на ответчика обязанности назначить ему такую пенсию судами обоснованно оставлены без удовлетворения.
Довод кассационной жалобы о том, что пенсионный орган в нарушении закона внес изменения в решения спустя полтора года после обращения в пенсионный орган, судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно частям 1, 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с частью 4 стати 28 указанного закона в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Таким образом, в случае обнаружения пенсионным органом ошибки пенсионный орган вправе вносить изменения в принятые им решения.
Ссылки в кассационной жалобе на наличие по данной категории дел иной судебной практики, правового значения не имеют, поскольку судебное постановление выносится с учетом конкретных обстоятельств дела.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Панина Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.