Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.И, при ведении протокола помощником судьи Деминой И.И, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-4143/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АКВУС" на решение Московского городского суда от 14 ноября 2022 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКВУС" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителя ООО "АКВУС" Пахомова С.В, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О, заключение прокурора Драева Т.К, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (https://www.mos.ru/) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года.
Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 2, 7 декабря 2021 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 3, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 7 декабря 2021 года (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N31, том 6, 7 декабря 2021 года, (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2022 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности административному истцу.
Оспаривая постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в указанной части административный истец указал, что здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 14 ноября 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ООО "АКВУС" по доверенности "данные изъяты" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
Полагает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)" в полной мере подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы о налоге на имущества организаций.
Названный земельный участок расположен в территориальной зоне "данные изъяты" для которой предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса (4.9.1.1); размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей (4.9.1.3).
Земельный участок используется административным истцом в соответствии с одним видом разрешенного использования из предоставленных режимом землепользования по договору аренды, а именно, "для эксплуатации здания под автомойку". Такой вид использования однозначно входит в группу вида разрешенного использования "объекты дорожного сервиса" (4.9.1).
В соответствии с видом разрешенного использования земельного участка: "объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)" земельный участок не использовался, поскольку нежилое здание площадью "данные изъяты" кв.м целиком проектировалось и предназначалось для размещения автомойки, что подтверждается технической документацией на объект. В частности, из поэтажного плана и экспликации следует, что нежилое здание состоит из помещений с назначением "моечная для машин", "комната отдыха", "уборная", "зал ожидания". Здание автомойки функционально не предназначено для размещения организаций общественного питания.
Из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков следует, что в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
Вид разрешенного использования земельного участка с наименованием "объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5)" не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в описании вида разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" с кодом 3.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Полагает, что правовые основания для отнесения нежилого здания кобъектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость в ДД.ММ.ГГГГ году применительно к вышеуказанному виду разрешенного использования земельного участка отсутствуют.
Доказательства того, что здание фактически использовалось для размещения в нем объектов бытового обслуживания и общественного питания в материалах дела отсутствуют.
Суд ошибочно применил норму права, которая предполагает отнесение автомоек к объектам бытового обслуживания, и не применил норму права, которая предполагает отнесение таких объектов к объектам дорожного сервиса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В данной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии, если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2). При этом:
- признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре; недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац 2 подпункта 2).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Положениями пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ООО "АКВУС" принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Основанием для включения спорного объекта в Перечень на 2022 год являлся критерий, предусмотренный подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, то есть вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" на запрос Московского городского суда следует, что здание с кадастровым номером N в спорном налоговом периоде располагалось на земельном участке с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м с видом разрешенного использования "объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5), объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)".
Указанный вид разрешенного использования земельного участка был установлен по обращению ООО "АКВУС" распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12 марта 2014 года N 3111 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N
Земельный участок предоставлен административному истцу в пользование на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ под автомойку и общественное питание.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о соответствии оспариваемых норм федеральному законодательству, установив, что указанное выше здание является тем объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база может быть определена исходя из их кадастровой стоимости, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, является определенным, соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривает размещение объектов бытового обслуживания и общественного питания.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны, и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП.
До момента утверждения данных правил землепользования и застройки на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор).
Названные Методические указания как указано в пункте 1.1. позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе в том числе следующих видов разрешенного использования: 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Вышепоименованным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков отнесены:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения;
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" - размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. метров с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6 "общественное питание" - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Вид разрешенного использования был установлен земельному участку с кадастровым номером N распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления в законную силу приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
Законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 37) различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанное изменение, с тем чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен.
С учетом правовых позиций, приведенных в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации не допускается определение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О).
Как уже указано выше, несмотря на то, что административный истец является не собственником, а арендатором земельного участка, он реализовал право на изменение его вида разрешенного использования, выбрав следующие виды: "объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5), объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5)".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р утверждены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД 2), относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, который входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации, предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, используется при решении основных задач, связанных, в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
Приложением N 1 к данном распоряжению деятельность по мойке автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг отнесена к бытовым услугам (код по ОКВЭД 45.20.3), торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах к торговле розничной, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (код по ОКВЭД 47.30.11).
Понятие автозаправочных станций приведено в "ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации", утвержденных и введенных в действие Приказом Росстандарта от 25 апреля 2019 года N 167-ст.
Так, под автозаправочной станцией, АЗС понимается имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей (3.1.1); под АЗС общего пользования - АЗС, на которой осуществляется заправка транспортных средств независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности (3.1.2); под автозаправочным комплексом; АЗК - имущественный комплекс, объединяющий АЗС, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров (3.1.3). Основным назначением АЗС является заправка транспортных средств автомобильным бензином, дизельным топливом и маслами, а также их отпуск в тару клиентов через ТРК и МРК. Заправка транспортных средств иными нефтепродуктами на АЗС общего пользования не разрешается. На АЗС могут реализовываться фасованные нефтепродукты, продовольственные и промышленные товары, а также оказываться услуги клиентам (4.1); на АЗС осуществляют основные технологические процессы, связанные с нефтепродуктами, продовольственными и промышленными товарами, в том числе: прием, размещение товарных запасов и отпуск (реализация), а также мероприятия по обеспечению функционирования АЗС в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации (4.2).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N предусматривает размещение объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания в том понимании, которое им придает статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для признания здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость достаточно установления в отношении этого объекта одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответствия здания всем условиям, приведенным в указанных пунктах, для включения его в Перечни не требуется.
Вместе с тем, в целях соблюдения положений статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости толкования в пользу налогоплательщика неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, судебная коллегия оценила иные представленные сторонами доказательства.
Так, согласно ответу ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по состоянию на 1 января 2016 года, кадастровая стоимость спорного нежилого здания была определена исходя из отнесения его к оценочной подгруппе "5.1 Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
По состоянию по состоянию на 1 января 2018 года и на 1 января 2021 года кадастровая стоимость здания определена исходя из отнесения его к оценочной группе "4.1. Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Установленная по состоянию на 1 января 2016 года и на 1 января 2018 года кадастровая стоимость здания с целью уменьшения налогового бремени оспаривалась обществом в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В материалах административных дел N 3а-1133/2018 и N 3а-366/2020 имеются отчеты об оценке и заключения экспертов о величине рыночной стоимости здания, из которых следует, что нежилое здание с кадастровым номером N используется под автосервис (автомойку). На фотографиях запечатлены вывески "мойка", "кафе".
В соответствии с информацией Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "АКВУС" является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код 45.20).
На размещение и функционирование в здании автомойки со ссылкой на открытые источники (в сети Интернет), на отзывы о качестве услуг автомойки обращал внимание административный ответчик в ходе рассмотрения дела в суде обеих инстанций.
Согласно данным технического учета в спорном здании площадью "данные изъяты" кв.м помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м имеют характеристику "моечная для машин", "данные изъяты" кв.м - "зал ожидания".
Таким образом, из материалов дела достоверно следует соответствие здания требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылки представителя административного истца на решение Московского городского суда от 30 ноября 2021 года, вступившего в законную силу 10 марта, по административному делу N 3а-2551/2021, которым административные исковые требования ООО "АКВУС" были удовлетворены, судебная коллегия отклоняет, так как судами исследовались обстоятельства о наличии оснований для исключения здания из Перечней в иных налоговых периодах.
Поскольку выводы суда первой коллегии об отказе в удовлетворении требований являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в апелляционном порядке, не допущено, постольку апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда, и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 14 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "АКВУС" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.