N 88-511/2023
12 апреля 2023 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Красношапки В.Б. и Шпакова С.П.
при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика начальника федерального казенного учреждения "Управление "данные изъяты"" (далее - Управление) на решение 26 гарнизонного военного суда от 31 августа 2022 г. (дело N 2-5301/2022) и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 15 ноября 2022 г, принятые по исковому заявлению военного прокурора... военной прокуратуры гарнизона в интересах Саражинской Екатерины Анатольевны к федеральному казенному учреждению "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") и Управлению о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, объяснения представителя ответчика Коровиной О.Г. в объеме поданной жалобы, а также прокурора Анчутина А.В, полагавшего кассационную не подлежащей удовлетворению, кассационный военный суд
установил:
решением 26 гарнизонного военного суда от 31 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 15 ноября 2022 г, удовлетворен вышеуказанный иск военного прокурора... военной прокуратуры гарнизона в интересах Саражинской.
Суд возложил обязанность на "данные изъяты" произвести Саражинской перерасчет и доплату к выплаченной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента 1, 4.
В кассационной жалобе, поданной 8 февраля 2023 г, начальник Управления просит отменить состоявшиеся судебные постановления в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и допущенными судами нарушениями норм материального права, а по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, повторяя доводы апелляционного обращения, ссылаясь на собственный анализ норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, настаивает на отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
При этом начальник Управления указывает, что районный коэффициент, установленный Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в "адрес" и поселках "адрес"" (далее - Распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс), не выплачивается Саражинской в связи с тем, что на "адрес" в отношении лиц из гражданского персонала Российской Федерации применяется законодательство Российской Федерации, а поскольку "адрес" является административно-территориальной единицей Республики "данные изъяты", функционирующей в условиях аренды, то оплата труда работников "данные изъяты" должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, которыми, в свою очередь, выплата гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации "адрес" коэффициента не установлена и не урегулирована.
Также ответчик полагает, что Министерство обороны Российской Федерации с целью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации трудовых прав работников "данные изъяты" компенсировало их работу в неблагоприятных климатических условиях на "адрес"" путем производства выплат должностного оклада с повышением и иных соответствующих компенсационных надбавок в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях "данные изъяты", а также лицам, работающим в этих формированиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на "адрес" и в "адрес", и членов их семей" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1122), а также приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 545).
По мнению автора жалобы, выплата Сарожинской в оспариваемый период заработной платы с повышением должностного оклада на 50 %, а также компенсационных выплат за работу в районе "данные изъяты" в размере 30 % должностного оклада и за обеспечение космических программ в размере 50 % должностного оклада, произведенная вместо выплаты заработной платы с учетом районного коэффициента 1, 4 является осуществлением предоставленных ей социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Соглашения между правительством Российской Федерации и "данные изъяты", что не ограничивает прав истца по сравнению с иными категориями рабочих и служащих.
В письменных возражениях военный прокурор... военной прокуратуры гарнизона, опровергая доводы кассационной жалобы, просит состоявшиеся судебные постановления оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при рассмотрении гражданского дела в кассационном порядке суд проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Судами установлено, что Саражинская работает в Военном комиссариате "адрес" по трудовому договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ
При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата выплачивалась истцу без учета районного коэффициента 1, 4, установленного Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс.
Учитывая такие данные, а также положения норм Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством "данные изъяты" о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и "данные изъяты", проживающих и/или работающих на "адрес"", подписанного в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), Договора аренды "адрес", заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (далее - Постановление Верховного Совета РСФСР N 2014-1), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467, Распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс и приказа Министра обороны Российской Федерации N 545, суды обоснованно пришли к выводам о правомерности заявленных требований истца.
Статьей 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих на "адрес"", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Соглашением.
При этом, в силу статьи 10.1 Договора аренды "адрес"", заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, за гражданами Российской Федерации, проживающими на "данные изъяты"", сохраняются их конституционные права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1122 работа в "адрес" отнесена к работе в зоне "данные изъяты".
Поскольку данное постановление установленным порядком не отменено, указанный факт об отнесении работы в "адрес" к работе в зоне "данные изъяты" обуславливает право граждан Российской Федерации на оплату труда в повышенном размере.
Так, статьей 146 ТК РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно пункту 11 приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации N 545 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Распоряжением Совета Министров СССР N 1644рс установлен районный коэффициент 1, 4 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в "адрес" (ныне - "адрес").
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации N 2467 вышеуказанный нормативный правовой акт действует до 1 сентября 2025 г.
Таким образом, вопреки доводам начальника Управления в его кассационной жалобе, действующим законодательством не ограничено применение к гражданам Российской Федерации, исполняющим в силу международных соглашений трудовые обязанности на "адрес"", Распоряжения Совета Министров СССР N 1644рс, устанавливающего районный коэффициент 1, 4 не на территории Российской Федерации.
Более того, согласно пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
В свою очередь, в силу статьи 423 ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-1, применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
При этом такое нормативное применение Распоряжения Совета Министров СССР N1644рс соответствует положениям статьи 37 Конституции Российской Федерации, которые указывают, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о наличии у Сарожинской права на получение заработной платы с учетом вышеуказанного районного коэффициента.
Иное мнение автора жалобы по данному вопросу является ошибочным и основанным на неверном толковании действующего законодательства.
Что касается доводов ответчика, изложенных в кассационной жалобе о выплате истцу вместо районного коэффициента должностного оклада с повышением и иных компенсационных надбавок, то они были в полном объеме проверены судебными инстанциями и мотивированно опровергнуты. Кассационный военный суд находит мотивы, приведенные при этом судами обоснованными, а выводы правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке кассационным военным судом являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Кроме того, судебные постановления подлежат безусловной отмене в любом случае на основаниях, указанных в части 4 данной статьи.
Таких оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 379.5, 379.6, 390.1, пунктом 1 части 1 статьи 390, ГПК РФ, кассационный военный суд
определил:
решение 26 гарнизонного военного суда от 31 августа 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 15 ноября 2022 г, принятые по исковому заявлению военного прокурора... военной прокуратуры гарнизона в интересах Саражинской Екатерины Анатольевны, оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника федерального казенного учреждения "Управление "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в порядке главы 41 (? 2) ГПК РФ непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное определение кассационного военного суда в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.Б. Красношапка
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.