Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Богдана С.С, действующего в интересах МБУ г. Астрахани "Чистый город", на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав прокурора Фролову Е.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Астраханского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие МБУ г. Астрахани "Чистый город", администрации муниципального образования "Город Астрахань" по непринятию мер к обустройству питомника для животных, расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Биштубинка в соответствие с постановлением службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019 года N 16. Также просил возложить обязанность на МБУ г. Астрахани "Чистый город", администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обустройству указанного питомника для животных в соответствие с постановлением службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019 года N 16, а именно: установить приподнятую площадку для контейнеров сбора отходов из карантина-изолятора, вольеров и ТБО; обустроить при въезде на территорию приюта дезбарьер; привести в соответствие стены, полы, перегородки, полы в вольерах, то есть выполнить из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции; оборудовать полы во всех помещениях из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции; установить отопление в вольерах для отдельных видов собак; установить в вольерах будки для собак; обустроить полы в ветеринарном пункте с уклоном для стока; обустроить отдельные помещения в ветеринарном пункте для вакцинации, моечно - стерилизационного пункта, кладовой для дезсредств, аптеки, помещения для эвтаназии животных; оборудовать ветеринарный пункт бактерицидными лампами, столами, стерилизаторами.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2022 года требования административного иска удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие МБУ города Астрахани "Чистый город" по непринятию мер к обустройству приюта для животных, расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Биштубинка в соответствие с постановлением службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019 года N 16. Обязал МБУ г. Астрахани "Чистый город" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обустройству приюта для животных, расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Биштубинка в соответствии с постановлением службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019 года N 16, а именно: установить приподнятую площадку для контейнеров сбора отходов из карантина-изолятора, вольеров и ТБО; обустроить при въезде на территорию приюта дезбарьер; привести в соответствие стены, полы, перегородки, полы в вольерах, то есть выполнить из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции; оборудовать полы во всех помещениях из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции; установить отопление в вольерах для отдельных видов собак; установить в вольерах будки для собак; обустроить полы в ветеринарном пункте с уклоном для стока; обустроить отдельные помещения в ветеринарном пункте для вакцинации, моечно-стерилизационного пункта, кладовой для дезсредств, аптеки, помещения для эвтаназии животных; оборудовать ветеринарный пункт бактерицидными лампами, столами, стерилизаторами. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 декабря 2022 года, Богдана С.С, действующего в интересах МБУ г. Астрахани "Чистый город", ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает на то, что судами не дана надлежащая оценка действиям МБУ г. Астрахани "Чистый город", которые были направлены на устранения нарушений действующего законодательства по обустройству приюта для безнадзорных животных. Также судами не принято во внимание, что спорный приют передан учреждению от администрации в непригодном состоянии.
Определением судьи от 10 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав прокурора Фролову Е.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Из материалов дела видно, что приют для содержания животных без владельцев, расположенный в Наримановском районе Астраханской области с. Биштубинка состоит на балансе администрации муниципального образования "Город Астрахань".
На основании распоряжения администрации муниципального образования "Города Астрахани" от 21 января 2020 года N 61-р "О закреплении муниципального имущества за МБУ г. Астрахани "Чистый город" указанный приют для животных МБУ г. Астрахани "Чистый город" осуществляет деятельность на праве оперативного управления по обращению с животными без владельцев, указанное имущество передано МБУ г. Астрахани "Чистый город".
Из содержания инвентарной карточки учета установлено, что приют для безнадзорных животных был передан МБУ г. Астрахани "Чистый город" 23 января 2020 года.
Согласно Уставу МБУ г. Астрахани "Чистый город", утверждённому постановлением администрации г. Астрахани от 5 июля 2013 года N 5930 учреждение является некоммерческой организацией, созданной для организации благоустройства и обеспечения чистоты, сбора и вывоза жидких бытовых отходов на территории МО "Город Астрахань".
Судами установлено, что службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования "Город Астрахань" в рамках заключения ежегодных соглашений, в соответствии с которыми бюджету муниципального образования "Город Астрахань" из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2019, 2020, 2021 годы предоставлены субвенции. Получателем денежных средств является управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань".
В последующем, в соответствии с заключением ежегодных Соглашений о предоставлении субсидии из бюджета МО "Город Астрахань" на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в рамках выполнения отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев МБУ города Астрахани "Чистый город" предоставлялись субсидии.
В рамках указанных соглашений утверждалось муниципальное задание по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев.
Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об ответственном обращении с животными в деятельности МБУ г. Астрахани "Чистый город", в ходе которой 23 апреля 2021 года установлено, что при осуществлении деятельности МБУ г. Астрахани "Чистый город" в приюте для содержания животных без владельцев имеются нарушения Порядка организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории Астраханской области, утвержденного постановлением службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019 года N 16.
Материалами дела подтверждаются выявленные в ходе проверки спорного приюта нарушения действующего законодательства по содержанию приютов для животных, а именно: дезковрики не соответствуют размерам; дезинфицирующие средства хранятся в помещении с посторонними предметами; корма для животных в складском помещении хранятся на полу, инвентарь не имеет маркировки; контейнеры для сбора отходов из карантина - изолятора, вольеров и ТБО не имеют приподнятой площадки; при въезде на территорию приюта отсутствует дезбарьер; стены, полы, перегородки и полы в вольерах, изоляторе частично повреждены и выполнены из материалов, не поддающихся мойке и дезинфекции; отсутствуют правильно оборудованные полы во всех помещениях; где на них попадают жидкости или производится мытье; в некоторых вольерах отсутствуют будки для собак; полы в ветеринарном пункте покрыты линолиумом и не имеют уклона для стока, ветеринарный пункт не имеет отдельного помещения для вакцинации, моечно-стерилизационного помещения, кладовой для дезсредств, столы, стерлизаторы; отсутствует помещение для эвтоназии животных.
Заявителем кассационной жалобы данные обстоятельства не опровергаются.
По итогам проверки в адрес директора учреждения 30 июня 2021 года направлено представление об устранении выявленных нарушений, установлено безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Из представленных документов усматривается, что выявленные недостатки до настоящего времени не устранены.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 7 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку выявленные нарушения по содержанию спорного питомника создают угрозу жизни, здоровью, а также безопасности неопределенного круга лиц, причинения вреда окружающей среде, животным в результате возникновения и распространения карантинных и особо опасных заболеваний.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренных районным судом возражений администрации и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 марта 2023 года
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.