Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Салех О.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Салех О.В. о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Салех О.В. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом заявления об изменении предмета иска просила: признать незаконным бездействие ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", выразившееся в непредоставлении Салех О.В. в письме от 7 июля 2021 года N Т-2460-Т-2466 ответа по существу поставленных в обращении административного истца от 5 июня 2021 года N ИП-68212 вопросов; признать незаконным бездействие ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", выразившееся в непроведении объективного и всестороннего рассмотрения заявления Салех О.В. по существу поставленных в ее обращении от 5 июня 2021 года N ИП-68212 вопросов; признать незаконным бездействие ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в качестве государственной собственности Автономной Республики Крым (Украина); признать незаконным бездействие ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", выразившееся в непредоставлении административному истцу копий архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России, либо собственности Автономной Республики Крым, субъекта Российской Федерации - Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ - молочно-товарная ферма) совхоза "Родниковый"/ОАО "Родниковое"/КСП "Родниковое", переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО "Родниковое" и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ-07 СИМ от 25 сентября 1998 года на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от 12 мая 1998 года; признать незаконным бездействие ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", выразившееся в ненаправлении обращения административного истца от 5 июня 2021 года NИП-68212 в
организацию, где могут храниться необходимые заявителю документы с уведомлением об этом Салех О.В.; вынести частное определение суда о нарушении законности в адрес ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", обратив внимание на нарушения предписаний Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 апреля 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 августа 2022 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 декабря 2022 года, Салех О.В. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 23 января 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска. Суды исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих факт наличия оспариваемого бездействия.
Судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Согласно общему правилу, содержащемуся в части 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.
Доступ к архивным документам обеспечивается: 1) путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; 2) путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов; 3) путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования (часть 1.1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ).
Приказом Росархива от 2 марта 2020 года N 24 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, разработанные в соответствии с Законом N 125-ФЗ и распространяющие на государственные и муниципальные архивы, государственные и муниципальные музеи и библиотеки, а также научные организации, включенные в перечень научных организаций, осуществляющие постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденные Правительством Российской Федерации (далее - научные организации), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, а также временное хранение отдельных категорий архивных документов.
Исходя из пункта 46.8 вышеуказанных правил, Архив оформляет ответы на запросы в виде архивной справки, архивной выписки, архивной копии, информационного письма, а также в иных формах, указанных в пункте 46.14 Правил.
В соответствии с пунктом 46.13 названных Правил информационное письмо оформляется на бланке архива и содержит ответ о наличии (отсутствии) в архиве архивных документов по теме запроса или сведения об их местонахождении, или о пересылке запроса по принадлежности в соответствующую организацию, или по вопросам оказания возмездных услуг, или о рассекречивании архивных документов, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну. Информационное письмо подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющимся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом).
Росархивом также утверждены Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера, которые освещают правовые, организационные, методические вопросы работы по исполнению запросов социально-правового характера, содержат специальные разъяснения действующих нормативных требований, связанных, в том числе, с правовой регламентацией доступа к информации персонального характера. В них дана характеристика запросов социально-правового характера в соответствии с их тематикой, сформулированы положения об ответственности работников архивов за соблюдение сроков и качество исполнения запросов, их оформление, а также приведены конкретные примеры оформления архивных справок по наиболее сложным и часто встречающимся запросам граждан.
Исходя из содержания пункта 2.6.3.3 Методических рекомендаций Росархива, при поступлении в архив непрофильного письменного запроса, в том числе и по электронной почте, руководитель профильного структурного подразделения пересылает запрос с сопроводительным письмом, подписанным руководством архива, в соответствующую организацию (другой архив, государственный орган или организацию), если она известна, и письменно информирует об этом заявителя. Возможно при пересылке непрофильного запроса указать на письме после адреса организации фамилию, имя, отчество и адрес заявителя с пометкой "для сведения". Заявителю отсылается копия письма.
В том случае, если нельзя определить, в какую организацию следует отправлять запрос, заявителю посылается информационное письмо об отсутствии в архиве документов, содержащих запрашиваемую информацию, и возможный алгоритм дальнейшего поиска: какую информацию следует уточнить заявителю и, в случае ее уточнения, в какой архив или организацию ему следует направить свой запрос.
Приказом Государственной архивной службой Республики Крым ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым" от 22 июля 2019 года N 51 утвержден Порядок исполнения запросов пользователей архивной информацией в ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.3.4.3 Порядка, в том случае, если нельзя определить, в какую организацию следует отправлять запрос, заявителю направляется информационное письмо об отсутствии в архиве документов, содержащих запрашиваемую информацию, и возможный алгоритм дальнейшего поиска: какую информацию следует уточнить заявителю и, в случае её уточнения, в какой архив или организацию ему следует направить свой запрос.
На основании пункта 3.3.4.7 данного Порядка, сбор информации для ответа предполагает работу с печатным справочниками, научно-справочным аппаратом архива для выявления фондов и дел, содержащих запрашиваемую информацию: путеводителями, указателям: картотеками, описями, электронными базами данных с информацией об: изменении административно-территориального деления и передаче в связи с этим архивных фондов; организациях, существовавших и существующих на данной территории составе и содержании фондов архива. Данные об административно-территориальных границах уточняются на начальном этапе работы по исполнению запросов. В случае несовпадения архивных данных с данными заявителя, которые связаны с административно - территориальными изменениями, переименованиями территорий, населенных мест, губерний, областей, уездов, районов, городов, сел, в ответе заявителю указываются старые и новые названия населенных пунктов для подтверждения того, что это один и тот же объект. Порядок просмотра фондов и дел для подготовки справки определяет непосредственный исполнитель.
Исходя из пункта 3.3.4.8 указанного Порядка, результатом работы по исполнению запроса, является, в том числе, информационное письмо.
Информационное письмо заявителю составляется при отсутствии в архиве документов, необходимых для исполнения запроса социально-правового характера, и информации об их местонахождении, в случае пересылки запроса в профильную организацию. В письме указываются причины, по которым запрашиваемые сведения не были выявлены, и, по возможности, предлагается алгоритм дальнейшего поиска. Если документально подтверждены факты утраты архивных документов, содержащих запрашиваемые сведения, в информационном письме конкретно указываются причины отсутствия запрашиваемой информации со ссылкой на учётные документы архива. Информацию о просмотренных фондах и делах целесообразно проставлять на втором экземпляре документа, который остаётся в деле в архиве. Информационное письмо оформляется аналогично архивной справке. В исключительных случаях по просьбе заявителя (например, для предоставления в суд) на такое информационное письмо проставляется гербовая печать архива.
Исполнение запроса включает следующие этапы работы: консультирование заявителя; регистрация запроса; рассмотрение запроса руководством Госархива для передачи на исполнение в отдел использования информации документов или конкретному исполнителю; рассмотрение запроса начальником отдела использования информации документов для передачи исполнителю, специализирующемуся на исполнении вопросов данной тематики; проверка правомочности получения заявителем запрашиваемой информации; проверка на повторяемость; сбор информации для ответа; подготовка ответа; направления ответа заявителю.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, исполнение запроса в архиве не должно превышать 30 дней с момента регистрации запроса. С разрешения руководства архива этот срок может быть при необходимости продлен.
Из материалов дела видно, что 5 июня 2021 года посредством интернет - приемной портала Правительства Республики Крым Салех О.В. обратилась в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым с обращением, в котором просила: предоставить копии архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по "адрес", в качестве государственной собственности Республики Крым (Россия); предоставить копии архивных документов, послуживших основанием для учета указанного земельного участка в качестве государственной собственности Республики Крым (Украина); предоставить копии архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России либо собственность АР Крым, субъекта Российской Федерации - Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ - молочно-товарная ферма) совхоза "Родниковый"/ОАО "Родниковое"/КСП "Родниковое", переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО "Родниковое" и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ-017 СИМ от 25 сентября 1998 года на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от 21 мая 1998 года.
Данное обращение было зарегистрировано под N ИП-68212.
Письмом Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от 10 июня 2021 года N С-8-ЗИ/425/2, N С-8-ЗИ/426/2, N С-8-ЗИ/427/2, N С-8-ЗИ/428/2, N С-8-ЗИ/429/2, N С-8-ЗИ/432/2, N С-8-ЗИ/435/2, обращение Салех О.В, поступившее в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым из Интернет - приемной портала Правительства Республики Крым перенаправлено для дачи ответа по существу вопроса в ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", о чем сообщено заявителю.
8 июня 2021 года обращение Салех О.В. от 5 июня 2021 года поступило в адрес ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым".
В соответствии с регистрационной карточкой указанному обращению был присвоен номер N С-8-ЗИ/435/2. После регистрации запроса (обращения), он был направлен в отдел использования информации документов с последующей передачей непосредственно исполнителю - ФИО3, что подтверждается сведениями регистрационной карточки.
Согласно ответу ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым" от 7 июля 2021 года N Т-2460-Т-2466, данному по результатам рассмотрения заявления Салех О.В, на хранении Госархива имеются документы Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета за период с 1954 года по 1978 год. Также сообщено, что документы совхоза "Родниковый", ОАО "Родниковое", КСП "Родниковое" на хранение в Госархив не передавались. В связи с вышеизложенным предоставить копии архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", а также земельного участка, на котором расположена животноводческая (молочно- товарная) ферма совхоза "Родниковый", (ОАО "Родниковое", КСП "Родниковое") не представляется возможным.
Поскольку ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым" не располагает данными о местонахождении документов запрошенных административным истцом, Салех О.В. было рекомендовано обратиться в архивный отдел (муниципальный архив) администрации Симферопольского района Республики Крым.
Указанный ответ направлен Салех О.В. по адресу: "адрес" (л.д. 34-37).
Проверяя доводы административного иска относительно того, что административным ответчиком не проверены в полном объеме документы архивных фондов, судами отмечено следующее.
Согласно материалам дела, исполнителем ФИО3 были просмотрены архивные дела из Фонда 4815 Оп. N N100, 102, 109, 110, 114, 119, 121, 128, 129, 135, 140, 142, в которых могла содержаться запрашиваемая Салех О.В. информация, что подтверждается листами использования архивных документов.
Исходя из архивной справки ГКУ Республики Крым "Государственный архив Республики Крым" от 14 марта 2022 года б/н, документальные материалы Фонда имущества Республики Крым (ф. 5073) на постоянное хранение впервые поступили в сентябре 2009 года. Последняя передача архивных дел производилась в августе 2021 года. Документы Фонда имущества хранятся в Госархиве за 1994-2014 годы, всего на хранении по учетным документам находится 6315 ед. хр. Фонд, состоит из 14 описей, перечень которых приведен в справке.
В представленной в материалы дела справке ГКУ РК "Государственный архив Крыма" от 6 апреля 2022 года б/н, также направленной в адрес Салех О.В. 6 апреля 2022 года, содержатся сведения о составе Фондов Р-4148 (Отдел землеустройства и севоборотов Крымского областного управления сельского хозяйства Крыма), Р-4149 (Крымский филиал института землеустройства Украинской академии аграрных наук), Р-5066 (Республиканский комитет по земельным ресурсам АРК), N 5102 (Представительство Фонда имущества в АРК).
При этом судом первой инстанции достоверно установлено, что содержание представленных архивных справок от 14 марта 2022 года и от 6 апреля 2022 года, а также копии архивных дел из Фонда 4815 подтверждает отсутствие в составе указанных выше Фондов сведений, запрашиваемых административным истцом.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о недоказанности бездействия ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым", связанного с ненаправлением ответа на поданное заявление от 5 июня 2021 года, непредоставлением копий испрашиваемых документов и неперенаправлением заявления в иную организацию.
Само по себе несогласие административного истца с предоставленным ей ответом не может служить основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований и не свидетельствует о нарушении ее прав, свобод и законных интересов со стороны административного ответчика.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 13 марта 2023 года
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.