Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Монмаря Д.В, Усенко Н.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Деркач К.Ю, поступившую в суд первой инстанции 15 ноября 2022 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Деркач К.Ю. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара, департаменту муниципальной собственности городских земель администрации муниципального образования города Краснодара, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования города Краснодара об обжаловании решений и действий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения административного истца Деркач К.Ю. и его представителя Ивановой М.Н, представителя департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар и администрации муниципального образования город Краснодар - Аветовой С.Г, Ганчева Д.В, Эвентова С.З, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Деркач К.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара, департаменту муниципальной собственности городских земель администрации муниципального образования города Краснодара, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования города Краснодара, в котором просит признать незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: N, препятствующих формированию земельного участка под многоквартирным домом; признать незаконным бездействие департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: N, препятствующих формированию земельного участка под многоквартирным домом; обязать департамент муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, площадью 18 квадратных метров, предназначенного для эксплуатации металлического гаража; обязать департамент муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар в 10-дневный срок с даты погашения записи о праве собственности Российской Федерации в сведениях ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером N площадью 18 квадратных метров, обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета данного земельного участка; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда снять с
кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами N, предназначенные для эксплуатации магазина, расположенного в "адрес"; аннулировать сведения об указанных земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к межрегиональному территориальному Управлению агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 18 квадратных метров, погашении записи о праве собственности Российской Федерации на земельный участок в сведениях ЕГРН; обязать департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар: включить многоквартирный дом, расположенный в "адрес" в перечень объектов, на которые в 2022 году будет выделено финансирование из бюджета для проведения работ по формированию земельных участков для эксплуатации многоквартирных домов; в месячный срок со дня снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: N, провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом и поставить его на кадастровый учет.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 02 февраля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Деркач К.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2022 года решение Ленинского районного суда города Краснодара от 02 февраля 2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Деркач К.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняли участие административный истец Деркач К.Ю. и его представитель по доверенности Иванова М.Н, доводы кассационной жалобы поддержали, просили обжалуемые судебные акты отменить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар и администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Аветова С.Г, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принял участие Ганчев Д.В, доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Также в судебном заседании суда кассационной инстанции принял участие Эвентов С.З, доводы кассационной жалобы подержал, просил обжалуемые судебные акты отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материала дела, Деркач К.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес"
Согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 23 марта 2021 года по состоянию на 23 марта 2021 года земельный участок с кадастровым номером N (единое землепользование), установлено, что в указанный земельный участок входят следующие земельные участки: N.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации металлического гаража, площадью 18 кв.м, не имеет зарегистрированных вещных прав.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации металлического гаража, площадью 18 кв.м, зарегистрировано право государственной собственности Российской Федерации.
Согласно письму Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 16 декабря 2020 года N 14-892/51120 Деркачу К.Ю. сообщалось, что земельный участок с кадастровым номером N состоит из земельных участков, представляющих собой единое землепользование и имеющих следующие кадастровые номера: N, предназначенных для эксплуатации помещений магазина, с местоположением в "адрес", сведения о которых внесены в ЕГРН на основании заявления от 08 сентября 2003 года, постановления главы администрации города Краснодара от 08 апреля 1996 года N 484, описания земельных участков.
Согласно материалам дела, административный истец обращался в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении информации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N понуждении к расторжению договоров аренды и снятии их с кадастрового учета, в связи с чем ему сообщалось, что в адрес конкурсного управляющего ООО "Элекс-люкс" были направлены уведомления об отказе от договоров аренды.
Также административный истец неоднократно обращался в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес"
Однако Департаментом в письме от 14 июля 2020 года заявителю сообщено, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеются препятствия по формированию земельного участка. Границы земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" декларированной площадью 1246 квадратных метров, с видом разрешенного использования - для эксплуатации помещений магазина, пересекают строение многоквартирного дома, в связи с чем заявителю следует самостоятельно обратиться в Управление Росреестра с заявлением об аннулировании сведений о данном земельном участке. До принятия такого решения сформировать земельный участок за счет средств местного бюджета не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемыми бездействиями органов местного самоуправления и государственного кадастрового учета права Деркача К.Ю. не нарушены, оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков: N, аннулировании в Единый государственный реестр недвижимости записи о них и правообладателях не имеется. Уполномоченным органом местного самоуправление осуществление конкретных действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом невозможно, в том числе в силу обстоятельств, связанных с отсутствием в распоряжении местного органа бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели. Однако собственники помещений в многоквартирном доме не лишены права на подготовку необходимой документации в частном порядке, о чем заявителю также было разъяснено в Письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14 июля 2020 года.
Вместе с тем судами при рассмотрении дела не учтено следующее.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установилв Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Реализовав в ЖК РФ и Законе N 189-ФЗ предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В данном случае, заявление административных истцов, направленное в Департамент, являлось основанием для выполнения органом местного самоуправления обязанности по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством и указание в нем сведений о земельных участках, состоящих на кадастровом учете не могло служить препятствием для реализации права собственников помещений на земельный участок под многоквартирным жилым домом.
Изложенное свидетельствует о том, что Департамент при наличии заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу, что судами допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 02 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Краснодара.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 7 марта 2023 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмарь Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.