Дело N 2а-2773/2022
г. Краснодар 21.03.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В. и Сергеева С.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 14.12.2022 кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18.10.2022 по административному делу по административному иску ФИО7 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте о признании незаконным заключения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте по доверенности Хачатуровой А.Н, поддержавшей кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным заключение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте (далее- УМВД России по г. Ялте) об установлении его личности от 23.03.2022 в части выводов о не признании его лицом без гражданства, возложить на данный государственный орган обязанность внести изменения в названное заключение, признав заявителя лицом без гражданства.
В обоснование требований ФИО7 указал на то, что, будучи уроженцем г. Сирия (Ливия), он в 2013 прибыл на территорию Республики Крым, где проживает по настоящее время. Гражданство какого-либо государства не имеет.
В целях определения своего правового статуса как лица без гражданства ФИО7 обратился в УМВД России по г. Ялте с соответствующим заявлением. По результатам проведенной проверки административный ответчик подготовил заключение от 23.03.2022, которым подтвердил личность ФИО7 и дату его рождения.
Однако, в документе отсутствует вывод о том, что заявитель является лицом без гражданства. Указанное обстоятельство создает неопределенность относительно его правового статуса, препятствует оформлению в Российской Федерации временного удостоверения личности как лица без гражданства. В этой связи ФИО7 считает свои права нарушенными.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18.10.2022, административный иск удовлетворен частично.
Суды признали незаконным заключение УМВД России по г. Ялте от 23.03.2022 об установлении личности в части отсутствия в нем вывода о наличии либо отсутствии иностранного гражданства у ФИО7 На УМВД России по г. Ялте возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО7 от 30.09.2021 об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства с учетом обстоятельств, установленных данным решением суда.
В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе УМВД России по г. Ялте просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы оснований, определенных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), для отмены или изменения судебных актов не установлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции и согласившаяся с ним апелляционная инстанция руководствовались положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", приказами МВД России от 28.03.2017 N 154 и от 04.06.2021 N 395, которыми утверждены форма бланков заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, Порядком выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого заключения административного ответчика незаконным в части отсутствия в нем вывода о наличии либо отсутствии у ФИО7 иностранного гражданства.
Суды посчитали, что, исходя из требований приведенного законодательства, в заключении об установлении личности ФИО7 от 23.03.2022, уроженца другого государства (Ливии), составленном по результатам проведенных по заявлению последнего проверок уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, должны содержаться выводы относительно наличия или отсутствия у данного лица гражданства какого-либо государства, поскольку иное влечет неопределенность в вопросе правового статуса такого лица и препятствует реализации с учетом такого статуса прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Кассационный суд соглашается с выводами судов.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа.
Пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.
Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 5.2 указанного закона).
В силу подпункта 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии.
О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдаётся справка установленной формы с фотографией вместе с описью приложенных к заявлению документов (пункт 3 статьи 10.1).
Пункт 4 названной выше статьи закрепляет комплекс прав, предоставляемых территориальному органу МВД России, необходимых для установления личности иностранного гражданина.
Из пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ следует, что по результатам проведённых проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.
Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.
Исходя из указанных норм, результатом проведения комплекса действий по достоверному установлению личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного удостоверения личности, может быть как установление его личности, так и установление факта невозможности ее установления.
При этом в случае достоверного установления личности лица руководитель территориального органа ФМС России выдает заключение об установлении личности и производит возврат подлинников представленных заявителем документов
Форма бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в числе прочего утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.03.2017 N 154.
Из содержания утвержденной формы заключения видно, что в нем должно быть изложено аргументированное мнение уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Таким образом, руководствуясь вышеприведенными законоположениями применительно к установленным по делу обстоятельствам, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований и правомерно признали оспариваемое заключение административного ответчика несоответствующим закону в части отсутствия в нем выводов о наличии либо отсутствии иностранного гражданства у ФИО7
Доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют позицию административного ответчика по делу, основаны на ином толковании норм действующего законодательства и субъективной оценке установленных по делу обстоятельств, что не может являться основанием для отмены постановленных решений.
В этой связи, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.