Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Махаринского Д.Н, действующего в интересах Евтиховой Л.Г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Евтиховой Л.Г. о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Евтихова Л.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 20 июля 2017 года N 2879-п "О рассмотрении протеста прокурора г. Ялта Республики Крым от 3 июля 2017 года N 3146ж-2017 на решение 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета от 27 февраля 2014 года N 9 "О рассмотрении ходатайств граждан и юридических лиц о даче разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений" в части отмены пункта 1.12 решения 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета N 9 от 27 февраля 2014 года.
В обоснование требований Евтихова Л.Г. указала, что в соответствии с пунктом 1.12 решения Массандровского поселкового Совета от 27 февраля 2014 года N 9 ей дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0, 0600 га по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное, в районе ул. Мориса Тореза, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно утверждениям административного истца, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В декабре 2019 года Евтихова Л.Г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав.
По результатам рассмотрения данного заявления письмом департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта от 20 марта 2020 года Евтиховой Л.Г. сообщено о невозможности рассмотреть ее заявление, поскольку постановлением администрации г. Ялта N 2879-п от 20 июля 2017 года решение о даче ей разрешения на составление проекта землеустройства отменено по протесту прокурора. Основанием для отмены решения явилась поступившая из департамента архитектуры и градостроительства информация, что на момент вынесения решения земельный участок находился в пределах территории сельскохозяйственного назначения.
Полагая, что данное постановление в части отмены пункта 1.12 решения Массандровского поселкового Совета от 27 февраля 2014 года N 9 является незаконным, Евтихова Л.Г. обращала внимание на то, что в соответствии с действующей градостроительной документацией земельный участок находится в территориальной зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, что соответствует цели его использования, указанной в решении Массандровского поселкового Совета от 27 февраля 2014 года.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 марта 2022 года признано незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 20 июля 2017 года N 2879-п "О рассмотрении протеста прокурора г. Ялта Республики Крым от 03 июля 2017 года N 3146ж-2017 на решение 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета от 27 февраля 2014 года N 9 "О рассмотрении ходатайств граждан и юридических лиц о даче разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений" в части отмены пункта 1.12 решения 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета N 9 от 27 февраля 2014 года.
Этим же решением суд взыскал с администрации г. Ялта в пользу Евтиховой Л.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Указанное решение отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2022 года, и по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований Евтиховой Л.Г. отказано.
В кассационной жалобе представитель Евтиховой Л.Г. - Махаринский Д.Н. просит об отмене определения суда апелляционной инстанции, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленного по делу определения суда апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 1.12 решения 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета N 9 от 27 февраля 2014 года Евтиховой Л.Г. дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0, 0600 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное, в районе ул. Мориса Тореза.
Согласно заключению Национальной Академии наук Украины предполагаемый к отводу земельный участок представляет собой нижнюю часть террасы, в 50м севернее проходной пансионата "Прибрежный", ограничен с севера виноградником, с юга - подпорной стеной. Участок свободен от строений. При визуальном исследовании территории участка культурный слой и архитектурно-археологические остатки не зафиксированы.
17 марта 2016 года на основании вышеуказанного решения органа местного самоуправления в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке площадью 596 кв.м, расположенном по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное, в районе ул. Мориса Тореза, без установления категории и вида его разрешенного использования, земельному участку присвоен кадастровый номер N.
19 декабря 2019 года Евтихова Л.Г. обратилась в департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта с заявлением о предоставлении ей в аренду в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 596 кв.м, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное, в районе ул. Мориса Тореза, с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
По результатам рассмотрения данного заявления письмом департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта от 20 марта 2020 года Евтиховой Л.Г. сообщено об отсутствии оснований для предоставления в аренду земельного участка в порядке завершения оформления прав, поскольку постановлением администрации г. Ялта N 2879-п от 20 июля 2017 года решение Массандровского поселкового Совета о даче ей разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка отменено по протесту прокурора.
Так, 3 июля 2017 года прокурором г. Ялта внесен протест на решение Массандровского поселкового Совета N 9 от 27 февраля 2014 года, в котором, в числе прочего, указано, что согласно информации департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта от 20 июня 2017 года N 01.1-25/5543 участок, предполагаемый на основании решения к отводу Евтиховой Л.Г, на момент вынесения решения имел вид функционального назначения - территории сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации г. Ялта N 2879-п от 20 июля 2017 года протест прокурора удовлетворен, пункт 1.12 решения 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета N 9 от 27 февраля 2014 года о предоставлении Евтиховой Л.Г. разрешения на разработку проекта землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельного участка отменен со ссылкой на вышеуказанную информацию департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта от 30 июня 2017 года N 01.1-25/5543.
Свои выводы о незаконности вышеупомянутого постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 20 июля 2017 года N 2879-п в части отмены пункта 1.12 решения 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета N 9 от 27 февраля 2014 года суд первой инстанции мотивировал тем, что на момент вынесения Массандровским поселковым Советом решения N 9 от 27 февраля 2014 года земельный участок Евтиховой Л.Г. еще не был сформирован, его границы на местности не определены, в связи с чем сделать однозначный вывод о соответствии либо несоответствии его месторасположения действующей градостроительной документации не представлялось возможным.
Согласно аргументации суда первой инстанции, при принятии оспариваемого решения орган местного самоуправления руководствовался исключительно протестом прокурора, не дав оценки документам, послужившим основанием для выдачи Евтиховой Л.Г. разрешения на составление проекта землеустройства, в частности, выкопировке из Генерального плана пгт. Отрадное Массандровского поселкового Совета, в которой не указано на нахождение земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения, а также заключению Национальной Академии наук Украины, согласно которому земельный участок визуально исследован и установлено, что он не используется в сельскохозяйственных целях, а граничит с виноградником.
Более того, как отметил суд первой инстанции, согласно информации департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта в отношении земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденными решением 85-й сессии Ялтинского городского Совета Республики Крым N 16 от 19 июля 2019 года, спорный земельный участок находится в границах территориальной зоны - "зона индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/1-1570", для которой вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" установлен в качестве основного.
Также суд первой инстанции обратил внимание на то, что основанием для внесения 3 июля 2017 года протеста прокурора послужила информация департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта от 30 июня 2017 года N 01.1-25/5543 о виде функционального назначения предполагаемого к отводу Евтиховой Л.Г. земельного участка - территория сельскохозяйственного назначения, которое отсутствовало как в архиве департамента, так и в материалах прокурорской проверки.
Обобщая изложенное, суд первой инстанции посчитал, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, безусловно свидетельствующие о допущенном органом местного самоуправления нарушении требований земельного законодательства при принятии решения N 9 от 27 февраля 2014 года о даче Евтиховой Л.Г. разрешения на составление проекта землеустройства, как и доказательств нахождения спорного земельного участка на момент вынесения решения на территории сельскохозяйственного назначения.
Данные выводы судом апелляционной инстанции признаны необоснованными, с чем судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а равно определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из положений названного Федерального закона следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.
При этом отменяющий акт должен также соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций.
Отмена ранее вынесенного акта, как и любого акта органа местного самоуправления, не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Установлено, что решение 48 сессии 6 созыва Массандровского поселкового совета от 27 февраля 2014 года 9 по результатам рассмотрения протеста прокурора г. Ялта Республики Крым от 3 июля 2017 года N 3146ж-2017, который обращал внимание на то, что согласно информации департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта от 30 июня 2017 года N 01.1-25/5543 участок, предполагаемый на основании решения к отводу Евтиховой Л.Г, на момент вынесения решения имел вид функционального назначения - территории сельскохозяйственного назначения.
Наличие актов прокурорского реагирования (протестов, представлений) само по себе не является достаточным правовым обоснованием незаконности принятого органом местного самоуправления акта и не влечет возникновение обязанности по его отмене.
В целях проверки законности вынесения оспариваемого постановления судом апелляционной инстанции были направлены соответствующие запросы.
Так, согласно выкопировке из Генерального плана пгт. Отрадное, утвержденного решением 33 сессии 6 созыва Массандровского поселкового Совета N 37 от 29 апреля 2013, следует, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и частично территории курортно-оздоровительных учреждений.
Данный факт подтверждается и информацией, содержащейся в ответе департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта Республики Крым от 2 июня 2022 года N 9710/02.1-40/2, из которого следует, что по состоянию на 2 июня 2022 года согласно данным ПКК Росреестр спорный земельный участок не зарегистрирован.
Таким образом, в рассматриваемом случае основанием для отмены администрацией решения 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета от 27 февраля 2014 года N 9 "О рассмотрении ходатайств граждан и юридических лиц о даче разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений" послужили допущенные при выдаче разрешения факты нарушений положений земельного законодательства, поскольку установлено, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что предусматривает приоритет в целевом использовании и их особую охрану, а также исключает возможность их предоставления для строительства.
Оспариваемое постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 20 июля 2017 года N 2879-п принято по результатам рассмотрения протеста прокурора, что в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" является обязательным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, пришел к верному выводу о том, что органом местного самоуправления законно принято постановление об отмене ранее выданного решения, как выданного с нарушениями требований действующего законодательства.
Орган местного самоуправления действовал в пределах своей компетенции.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам, которые получили соответствующую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом доказательств.
Поскольку судом второй инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные судом апелляционной инстанции выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 15 марта 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.