Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Богатых О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрация города Ялта на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Трача В.В. к администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Трача В.В. по доверенности Чугунова В.Н, судебная коллегия
установила:
Трач В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации города Ялта Республики Крым (далее - администрация) от 19 мая 2022 года N1754-п "Об отказе Трачу В.В. в предоставлении в собственность земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в порядке завершения оформления прав"; обязать администрацию передать административном истцу в собственность вышеуказанный земельный участок в порядке завершения оформления прав.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 сентября 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2022 года решение суда от 8 сентября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 31 января 2023 года, представитель администрации просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 20 февраля 2023 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федерального конституционного закона N6-ФКЗ) установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных ч. 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК).
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым N313 от 2 сентября 2014 года (далее - Порядок), устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N6-ФКЗ, на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона N38-ЗРК.
Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (п. 2 Порядка).
Постановлением администрации города Ялта Республики Крым от 2 октября 2020 года N3180-п утвержден административный регламент администрации по предоставлению муниципальной услуги: "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Административный регламент).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением 44-й сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового Совета N17 от 30 января 2014 года Трачу В.В. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес" "адрес", ориентировочной площадью "данные изъяты"
20 декабря 2020 года Трач В.В. обратился в департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м по вышеуказанному адресу, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
21 апреля 2021 года представитель администрации обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок. В качестве документов - оснований для постановки на кадастровый учет земельного участка и регистрации на него права собственности, представителем Администрации города Ялта была представлена архивная выписка из решения Гаспринского поселкового совета N17 от 30 января 2014 года, а также межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об указанном земельном участке с присвоением ему кадастрового номера N. Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Ялта ДД.ММ.ГГГГ
Во исполнение п. 9 Порядка N 313 департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым направил копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, которым была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта Генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с заключением департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым от 12 апреля 2022 года земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне индивидуальной застройки N, для которой вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) предусмотрен в качестве основного.
Судом первой инстанции установлено, что на основании информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, постановлением администрации N 1754-п от 19 мая 2022 года было отказано Трачу В.В. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 664 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в порядке завершения оформления прав, в связи с несоответствием места расположения образованного земельного участка отводимому земельному участку на основании решения 44 сессии Гаспиринского поселкового Совета 6-го созыва от 30 января 2014 года N17 "О разрешении на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность".
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в полном объеме выполнена процедура рассмотрения обращения истца о предоставлении ему земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, в ходе которой установлено отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК, а также п. 13.4 Административного регламента, что подтверждается представленными ответчиком документами, которые содержат все необходимые заключения и согласования.
Кроме того, поскольку судом первой инстанции установлено, что предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении Трачу В.В. испрашиваемого им земельного участка отсутствуют, при этом иным способом устранить допущенные нарушения его прав, свобод и законных интересов невозможно, с учетом длительности рассмотрения ответчиком его заявления, суд первой инстанции возложил обязанность повторно рассмотреть заявление Трача В.В. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу и принять решение о передаче в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции согласился, исходя из следующего.
Исходя из анализа положений п. "в" и п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7, ст. 11, п. 2 ст. 15, пп. 1 п. 1 ст. 39.1, ст. 39.2, ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 5, 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК, пунктами 4 и 7 Порядка, п. 1.1, п. 6.1, п. 13.4 Административного регламента, применительно к обстоятельствам настоящего дела, судом апелляционной инстанции установлено, что каких-либо доказательств, подтверждающих несоответствие места расположения образованного земельного участка отводимому земельному участку административным ответчиком не представлено в материалы дела.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу, приостановление исполнения решения суда первой инстанции и апелляционное определение подлежит отмене.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения указанных судебных актов, принятое определением от 20 февраля 2023 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 апреля 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Богатых О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.