Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шкурат М.А, Шкурат А.В, поступившую в суд первой инстанции 1 февраля 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шкурат М.А, Шкурат А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Шкурат А.М, 02 апреля 2014 года рождения и Шкурат В.М, 04 октября 2016 года рождения к администрации муниципального образования Динской район о признании незаконным постановления об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования Динской район - Литвиненко А.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шкурат М.А. и Шкурат А.В. в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: Шкурат А.М. и Шкурат В.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Динской район о признании незаконным постановления об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 14 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано незаконным постановление администрации муниципального образования Динской район от 14 июня 2022 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес"
Суд обязал администрацию муниципального образования Динской район согласовать переустройство квартиры N 21 д. 115 по ул. Новой в станице Динской Краснодарского края в связи с установкой индивидуального газового источника отопления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2022 года отменено решение Динского районного суда Краснодарского края от 14 сентября 2022 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Шкурат М.А. и Шкурат А.В. просят отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель администрации муниципального образования Динской район - Литвиненко А.А, возражал доводам кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, административным истцам Шкурат М.А. и Шкурат А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира "адрес" Квартира расположена в многоквартирном доме, имеющем центральную систему отопления, что подтверждается выпиской из ЕГРН, техническим паспортом квартиры.
Из материалов дела усматривается, что в сентябре 2019 года административные истцы как собственники "адрес", обратились в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о выдаче разрешения на переустройство квартиры в части перехода на индивидуальное отопление. Необходимость установки оборудования индивидуального отопления обуславливается ненадлежащей работой системы центрального отопления, жилое помещение надлежащим образом не отапливается.
16 сентября 2019 года межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда на территории муниципального, образования Динской район было вынесено решение о том, что в связи с тем, что переоборудование системы отопления не требует внесения изменений в технический паспорт, согласовать выполнение указанных работ в рамках предоставления муниципальной услуги "согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что не согласившись с данным решением, административные истцы обжаловали его через суд и, согласно решению Динского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2021 года решение администрации муниципального образования Динской район об отказе в согласовании переустройства жилого помещения от 16 сентября 2019 года признано незаконным. Суд обязал администрацию муниципального образования Динской район устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения обращения Шкурат М.А. и Шкурат А.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Шкурат А.М. и Шкурат В.М. о переустройстве жилых помещении. Данное решение Динского районного суда вступило в законную силу в январе 2022 года.
25 июня 2022 года административные истцы получили постановление администрации муниципального образования Динской район N1385 от 14 июня 2022 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: "адрес"
В постановлении об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме от 14 июня 2022 года указано, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения, и что в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо было предоставить согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно материалам дела, принадлежащая административным истцам Шкурат М.А. и Шкурат А.В. квартира N 21 находится на первом этаже трехэтажного жилого дома. Существующая система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, разводка вертикальная, подающая Т1 и обратка Т2, проложены по подвалу дома.
Согласно проекту переустройства системы отопления квартиры 21 в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" выполненному ООО "АУРА" (далее - Проект), стояки Ст. 1.1, Ст. 1.2, Ст. 1.3, Ст. 1.4, Ст. 1.5 подлежат демонтажу в квартирах N 21, 24 и 27 первого по третий этаж, тем самым отключая все три квартиры от центрального отопления.
Как следует из Проекта переустройства системы отопления квартиры 21, газовый котел расположен на лоджии, при этом для его установки необходимо согласовать переустройство (установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования) жилого помещения в многоквартирном жилом доме путем пробивки отверстия в несущей стене.
Таким образом, при установке газового котла будет затронута несущая стена многоквартирного дома путем выхода через нее трубопровода.
По смыслу статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1). При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (части 5, 6).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование (пункт 4).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (пункт 5).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Из приведенных правовых норм следует, что именно орган, осуществляющий согласование, должен провести оценку соответствия переустройства установленным требованиям.
Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлен прямой запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данная норма носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307.
Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.
Вместе с тем, система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуальных источников тепловой энергии должны учитываться и иные требования законодательства.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
По смыслу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" схемы теплоснабжения должны содержать среди прочего описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Актуализированная схема теплоснабжения должна содержать описание изменений тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии, в том числе подключенных к тепловым сетям каждой системы теплоснабжения, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, а также, если источник тепловой энергии соответствует установленным требованиям, причем при соблюдении этих условий одновременно.
В подпункте "в" пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого дома, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Вместе с тем, согласно пункту 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 года N ГКПИ09-725, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 года N КАС09-547, пункт 6 в части отнесения находящихся в квартире собственника приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома признан не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях и входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем как следует из материалов дела, административными истцами Шкурат М.А. и Шкурат А.В. в администрацию муниципального образования Динской район не представлена информация о согласовании переустройства и проекты переустройства "адрес" как и не представлено согласие всех собственников многоквартирного дома на такое переустройство, включая переустройство "адрес" соответствии с указанным Проектом, в то время как согласно пункте 6 раздела 1 Правил, стояки, отключающие устройства на ответвлениях от стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, относятся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, суд апелляционной инстанции верно указал, что принимая во внимание, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома о возможности переустройства и установки газового котла в квартире заявителей получено не было, газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на административного ответчика обязанности согласовать переустройство квартиры N 21 для установки индивидуального газового источника отопления.
Судом апелляционной инстанции так же верно было указано, что поскольку в силу части 5 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации лоджия не относится к жилой площади и не является жилым помещением, согласовать переустройство (установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования) жилого помещения в многоквартирном жилом доме путем пробивки отверстия в несущей стене и размещения газового оборудования на лоджии не представляется возможным, а следовательно расположение газового котла на лоджии противоречит требованиям действующего законодательства и создает угрозу для жизни и здоровья, как собственников квартиры 21, так и остальных жильцов многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства в их правовой взаимосвязи с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, с правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также учитывая фактические обстоятельства дела, судом апелляционной инстанции верно были признаны законными выводы, отраженные в решении административного ответчика, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 апреля 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.