Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.Б, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу УФНС России по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Калмыкия к Джевакову В.А. о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
УФНС России по Республике Калмыкия (далее - Управление; налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать с Джевакова В.А. задолженность по обязательным платежам на общую сумму 21 463, 26 руб, из них: страховые взносы на пенсионное страхование в размере 18 113, 26 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 3350, 14 руб.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2022 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 февраля 2023 года, Управление ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы судов о пропуске административным истцом срока на обращение в суд основаны на неправильном толковании норм права.
Определением судьи от 28 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.
Из материалов дела видно, что Джеваков В.А. в период с 2013 года по 2019 год был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с положениями статьи 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Поскольку Джеваков В.А, являясь плательщиком страховых взносов, не исполнил обязанность по их уплате, у него образовалась недоимка, в связи с этим в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование от 29 января 2018 года N со сроком исполнения до 16 февраля 2018 года.
Данное требование оставлено административным ответчиком без исполнения, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Вместе с тем судами установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась 2021 году, то есть с пропуском шестимесячного срока, определенного статьей 48 НК РФ.
Учитывая изложенное, выводы судов об отказе в удовлетворении требований административного иска являются обоснованными, постановленными в соответствии с требованиям норм материального права.
Не могут быть взяты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что в случае принятии заявления о выдаче судебного приказа и вынесении судебного приказа проверке подлежит только шестимесячный срок после отмены судебного приказа (дата определения об отменен судебного приказа), поскольку они основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права и позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.