Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Аллен А.С. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Аллен А.С. к Государственному казенному учреждению города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Аллен А.С. обратилась в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила: признать незаконными действия ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (далее - Дирекция), департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - департамент транспорта), направленные на организацию и проведение капитального ремонта дороги по пер. Родниковскому в с. Павловка г. Севастополя; возложить на административных ответчиков обязанность воздержаться от совершения действий, направленных на организацию и проведение капитального ремонта названной дороги до приведения проектно-сметной документации в соответствующее действующим нормам состояние с учетом необходимости монтажа системы водоотвода, способной исключить негативные последствия тока воды по руслу ручья, пересекающего дорогу по "адрес"; возложить на административных ответчиков обязанность обустроить элементы водоотвода, которые бы предотвратили сезонное подтопление "адрес" и причинение в результате этого ущерба имуществу административного истца
В обоснование административного иска Аллен А.С. указала, что административными ответчиками осуществляется капитальный ремонт "адрес", однако работы не включают в себя обустройство водоотвода, элементов ливневой канализации, что с учетом протекающего сезонного ручья приведет к подтоплениям и причинению ущерба имуществу, принадлежащему административному истцу.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 13 июля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 ноября 2022 года решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 13 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 января 2023 года, Аллен А.С. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов. Как указывает заявитель, судом апелляционной инстанции рассмотрено административное дело в отсутствие административного истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Ссылается на то, что судами не дана надлежащая оценка доводу административного иска о заключении Дирекцией и "данные изъяты" государственного контракта от 20 декабря 2021 года. Также указывает, что судами не были применены нормы материального права, определяющие технологию проведения работ по благоустройству территорий.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы Дирекция выражает несогласие с доводами жалобы.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения путем использования систем видео-конференц-связи Аллен А.С. и ее представителя Масалова А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, административный истец Аллен А.С. является собственником жилого дома N с кадастровым номером "данные изъяты" по "адрес" и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
20 декабря 2021 года Дирекция заключила с "данные изъяты" государственный контракт N, по условиям которого Общество приняло на себя обязательства выполнить работы по благоустройству, в том числе, "адрес" в соответствии со сметным расчетом (п. 1.1 Контракта).
Из сметного расчета стоимости выполнения работ по благоустройству "адрес", являющегося неотъемлемой частью вышеуказанного контракта, видно, что данные работы включают в себя подготовку "корыта", устройство двухслойного основания, асфальтобетонное покрытие и укрепление обочин.
5 апреля 2022 года Аллен А.С. обратилась к административному ответчику с заявлением, по результатам рассмотрения которого 13 апреля 2022 года был дан ответ N, согласно которому указанный участок дороги не относится к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения и не находится в оперативном управлении Дирекции. В 2022 году в соответствии с государственным контрактом от 20 декабря 2021 года N, заключенным с "данные изъяты" на дороге будут проведены работы по благоустройству, в рамках которых будет выполнена очистка от обломков горных пород, устройство основания дороги, устройство асфальтобетонного покрытия с уклоном, обеспечивающим водоотвод к обочинам. Устройство ливневой канализации не предусмотрено.
18 апреля 2022 года в Дирекцию поступило обращение Аллен А.С. N по вопросу выполнения работ, направленных на обеспечение поверхностного водоотведения по объекту "Благоустройство "адрес"", по результатам рассмотрения которого 25 апреля 2022 года административному истцу дан ответ N, в соответствии с которым работы по объекту выполняются в рамках реализации государственного контракта от 20 декабря 2021 года N и программы "Благоустройства улиц без твердого покрытия, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования и проходящих по территории ВМО г. Севастополя на 2022-2024 гг.". Строительно-монтажные работы, предусмотренные по объекту, направлены на обеспечение транспортной доступности жителей пер. Родниковского и выполняются в строгом соответствии с утвержденной сметной и нормативной документацией. Выполнение работ не предусматривает обустройства систем ливневой канализации, отведение ливневых и талых вод с проезжей части "адрес" будет обеспечено посредством устройства продольного и поперечного уклона, устройства присыпных обочин.
Полагая, что отсутствие в сметном расчете государственного контракта от 20 декабря 2021 года работ по устройству элементов водоотвода незаконно и нарушает ее права и законные интересы, Аллен А.С. обратилась в суд с административным иском.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Частью 2 статьи 1 названного Закона установлено, что его действие распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
В пунктах 1, 3, 6, 10, 11 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлены следующие понятия:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 12 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно пунктам 1, 2 которой установлено, что классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Согласно абзацу "б" подпункта 1, абзаца "е" подпункта 2 пункта 3 Классификации при капитальном ремонте проводятся следующие работы.
По земляному полотну и системе водоотвода: замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам).
По дорожным одеждам: устройство, удлинение водопропускных труб, а также замена их звеньев и оголовков с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией.
В соответствии с абзацами "в", "г" подпункта 1, абзаца "б" подпункта 2 пункта 4 Классификации к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы.
По земляному полотну и водоотводу: полная замена земляного полотна, переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам); устройство земляного полотна и системы водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам;
По дорожным одеждам: удлинение, замена водопропускных труб.
Абзацем "б" подпункта 1, абзацами "в", "о", "р", "щ" подпункта 3 пункта 5 Классификации установлено, что при ремонте проводятся следующие работы.
По земляному полотну и системе водоотвода: восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации.
По искусственным и защитным дорожным сооружениям: удлинение до 25% и (или) замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, без дополнительного землеотвода, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров, в границах полосы отвода; замена системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; восстановление сооружений химической и других видов очистки сточных вод; восстановление несущей способности тротуаров, перил и ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода; устройство, замена и восстановление локальных очистных сооружений для очистки сточных вод.
Согласно абзацам "в", "г" подпункта 1, абзацу "з" подпункта 2 пункта 6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода: поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов); устройство дренажных прорезей.
По дорожным одеждам: исправление водоотводных трубок, лотков и изоляции в зоне примыкания к ним, исправление повреждений деформационных швов, тротуаров, перил и ограждений, устранение просадок до 10 см в зоне сопряжения моста с насыпью, окраска перил, ограждений и столбов освещения, нанесение на конструкции мостового сооружения соответствующей разметки.
В соответствии с пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года N 849-ПП утверждено Положение о департаменте транспорта, согласно пункту 1 которого данный департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
17 сентября 2020 года Правительством Севастополя издано распоряжение N о создании Дирекции. Пунктом 2 названного распоряжения департамент транспорта наделен функциями и полномочиями учредителя Дирекции. Согласно пункту 4 распоряжения основными целями деятельности ГКУ г. Севастополя "Дирекция" являются:
- осуществление функций заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории города Севастополя;
- развитие сети автомобильных дорог общего пользования;
- реализация программ и мероприятий по развитию городской системы организации пассажирских перевозок в городе Севастополе, направленных на повышение качества обслуживания населения различными видами транспорта.
Приказом департамента транспорта от 28 мая 2021 года N 128-О утвержден Порядок организации и проведения работ по благоустройству в рамках обеспечения транспортной доступности к местам организованной жилой застройки, к объекта образования и здравоохранения, к местам проведения культурно-просветительских, театрально-зрелищных, спортивно-зрелищных и иных развлекательных мероприятий, организаторами которых являются исполнительные органы государственной власти города Севастополя и подведомственные им государственный организации (далее Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого организацию работ по благоустройству территории г. Севастополя осуществляет ГКУ г. Севастополя "Дирекция" за счет средств бюджета города.
Постановлением Правительства Севастополя от 30 апреля 2015 года N 347-ПП утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (приложение N1) и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя (приложение N 2).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что Дирекция, заключая с "данные изъяты" государственный контракт на выполнение работ по благоустройству, действовало правомерно, в соответствии с предоставленными полномочиями в рамках действующего законодательства, которым обязательный перечень работ, в частности, на выполнение работ по устройству элементов водоотведения, не предусмотрен, действия по заключению с "данные изъяты" и реализации государственного контракта, условия которого не содержат обязательства по созданию в рамках благоустройства дороги по "адрес" системы водоотведения правомерны.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Утверждения кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции было нарушено процессуального право административного истца на участие в судебном заседании, являются несостоятельными.
Так, из материалов дела видно, что определением Севастопольского городского суда от 28 октября 2022 года рассмотрение апелляционной жалобы Аллен А.С. было назначено на 22 ноября 2022 года на 15-00 часов (т. 2, л. д. 50), в связи с чем в адрес административного истца направлена судебная повестка (т. 2, л. д. 55).
Между тем почтовая корреспонденция, адресованная подателю апелляционной жалобы, была возвращена в суд с отметкой "истек срок хранения" (т. 2, л. д. 62).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на заявителе лежит риск негативных последствий в связи с непринятием разумных и добросовестных мер к получению корреспонденции, суд кассационной инстанций не усматривает со стороны суда апелляционной инстанции нарушений при извещении Аллен А.С. о времени и месте судебного заседания.
Иные доводы кассационной жалобы при установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом приведенных положений действующего законодательства не могут служить основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аллен А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.