Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Барановой В.В, действующей в интересах администрации муниципального образования Щербиновский район, на решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, прокурора Стрелковского С.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Щербиновского района Краснодарского края обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в несоблюдении законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Щербиновского района проедена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.
Так, постановлением администрации муниципального образования Щербиновский район от 28 апреля 2021 года N 276 "О создании, хранении, использовании и восполнении запасов (резерва) материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера созданы запасы (резерв) материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район из расчета на 50 человек.
Данным нормативным правовым актом утвержден порядок создания, хранения, использования и восполнения запасов (резерва) материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что созданный и находящийся на хранении запас материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район не соответствует номенклатуре (приложению N 2 Постановления N 276 от 28 апреля 2021 года) запасов материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район. По некоторым наименованиям номенклатуры запас материально-технических средств обеспечен всего на 40 %.
Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования Щербиновский район меры по приобретению и хранению запасов материального резерва в количестве, установленном номенклатурой и утвержденном постановлением администрации от 28 апреля 2021 года N 276, в целях обеспечения гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение длительного времени не принимались.
Как утверждал административный истец, ранее прокуратурой уже была проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, по результатам которой Главе муниципального образования Щербиновский район 2 марта 2022 года внесено представление, однако выявленные нарушения администрацией муниципального образования Щербиновский район в полном объеме устранены не были.
Решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 октября 2022 года, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.
Этим же решением на администрацию муниципального образования Щербиновский район возложена обязанность устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем принятия мер по приобретению и хранению запасов материального резерва в количестве, установленном номенклатурой и утвержденном постановлением администрации муниципального образования Щербиновский район от 28 апреля 2021 года N 276, в целях обеспечения гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Щербиновский район Баранова В.В. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование доводов заявитель указывает на то, что администрацией приобретен резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а возложение на администрацию обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф является необоснованным вмешательством в компетенцию администрации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении кассационной жалобы, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия считает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
На основании частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судами установлено, что прокуратурой Щербиновского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России разработаны Методические рекомендации, согласно которым резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
На основании статьи 4 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях; одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам 6, 20 указанного Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В силу подпункта "д" пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований, ответственность за своевременное создание резерва материальных ресурсов возложена на органы местного самоуправления, резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации муниципального образования Щербиновский район от 28 апреля 2021 года N 276 "О создании, хранении, использовании и восполнении запасов (резерва) материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера созданы запасы (резерв) материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район из расчета на 50 человек.
Данным нормативным правовым актом утвержден порядок создания, хранения, использования и восполнения запасов (резерва) материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район.
Между тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что созданный и находящийся на хранении запас материально-технических, медицинских и иных средств муниципального образования Щербиновский район не соответствует номенклатуре (приложению N 2 постановления от 28 апреля 2021 года N 276) определенных запасов материально-технических, медицинских и иных средств МО Щербиновский район в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По некоторым наименованиям номенклатуры запас материально-технических средств обеспечен всего на 40 %.
Данный факт был установлен также в ходе ранее проведенной в марте 2022 года прокуратурой проверки, по результатам которой Главе муниципального образования Щербиновский район 2 марта 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Однако, несмотря на указанное обстоятельства, администрацией муниципального образования Щербиновский район выявленные нарушения в полном объеме не устранены.
Поскольку на момент проведения проверки отсутствовала часть материальных ресурсов, предусмотренных утвержденной номенклатурой резерва материальных ресурсов, суды нижестоящих инстанций правомерно констатировали факт невыполнения административным ответчиком обязанности по обеспечению заблаговременного формирования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с объемом таких ресурсов, предусмотренным номенклатурой.
Данное бездействие администрации по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера противоречит вышеприведенным правовым предписаниям и нарушает права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативного воздействия.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную положениями статьи 329 КАС РФ.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 16 марта 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.