Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Лозовой Н.В, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сочи, действующего в интересах ФИО1, к администрации "адрес", министерству труда и социального развития "адрес", министерству финансов "адрес" о финансировании в целях приобретения жилого помещения, и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по кассационной жалобе представителя ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО6, кассационной жалобе ответчика министерства труда и социального развития "адрес" на решение Центрального районного суда "адрес" края от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от 24 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи ФИО13, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан- ФИО7, судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес", действуя в интересах ФИО15, обратился в суд с иском к администрации "адрес", министерству труд и социального развития "адрес", министерству финансов "адрес" об обязании министерства финансов "адрес" произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязании министерство труда и социального развития края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения, муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязании администрации "адрес" предоставить ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако в нарушение требований законодательства до настоящего времени жильем не обеспечена.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2022 года исковые требования удовлетворены. На министерство труда и социального развития "адрес" возложена обязанность предоставить муниципальному образованию город-курорт Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На администрацию "адрес" возложена обязанность предоставить ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2022 года решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации "адрес" ФИО6 просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что спор должен был быть разрешен в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в порядке очередности. Предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств, в установленные сроки решение суда является неисполнимым. Предоставление жилых помещений осуществляется при наличии согласия сироты на их получение путем издания постановления и подписания договора специализированного найма. Срок подготовки согласования и подписания документов занимает порядка 3 месяцев. Предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в строго определенных случаях является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе заместитель министра труда и социального развития "адрес" ФИО8 просит отменить судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что жилые помещения предоставляются в соответствии со списком. Распределение субвенций местным бюджетам субъекта Российской Федерации утверждено "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ. Министерство в полном объеме осуществляет мероприятия по ежегодному предоставлению субвенций бюджету муниципального образования г.-к. Сочи. ФИО1 будет обеспечена жильем исходя из даты принятия заявления о включении в список по мере выделения муниципальному образованию городской округ г.-к. "адрес" средств на приобретение жилых помещений. Выделение денежных средств, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам, не предусмотрено.
В суд от заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора "адрес" ФИО9 поступили возражения на кассационные жалобы ответчиков, в которых приводится критика изложенных в них доводов, содержится просьба об оставлении кассационных жалоб без удовлетворения, судебных постановлений - без изменения, так как они являются законными и обоснованными.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровская Е.Н, которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, "адрес", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО10, умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии N N, выданное отделом ЗАГС "адрес" города- курорта Сочи Управления ЗАГС "адрес" ДД.ММ.ГГГГ), отец ФИО11 лишен родительских прав.
Постановлением администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N над ФИО26А. установлена опека и назначена опекуном ФИО12
ФИО25А. зарегистрирована по адресу "адрес". Собственником и нанимателем данного жилого помещения ФИО27 не является.
ФИО23 является собственником 1/12 и 1/48 доли жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N установлен факт невозможности проживания ФИО28. в указанных жилых помещениях в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 и пункта 3 части 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в "адрес"" (проживание на любом законном основании в жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
На основании приказа министерства труда и социального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-жс ФИО30. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент обращения прокурора в суд ФИО29 состоит в указанном списке, однако жилья, пригодного для проживания, не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения и в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем.
Кроме того, из представленной ГКУ КК "Краевой методический центр" информации в отношении ФИО31. от ДД.ММ.ГГГГ N по запросу суда апелляционной инстанции следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ (на дату подачи заявления ФИО1 полных лет 19). Приказом министерства труда и социального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-жс ФИО1 включена в список и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке по муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи под номером 9.
Стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя обязательств в отношении ФИО32. по обеспечению жильем представлено не было.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как верно указали суды, базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные по содержанию нормы права содержатся в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", которым закреплено, что решение о предоставлении гражданам жилых помещений относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансовое обеспечение в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития Краснодарского края. Главным распорядителем денежных средств, для приобретения жилья указанной категории граждан, является Министерство труда и социального развития края, финансовое обеспечение указанных полномочий возложено на Министерство финансов края.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", исходил из того, что ФИО34 относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ему не предоставлено, необеспечение ФИО33. жилым помещением нарушает ее конституционное право на предоставление жилья.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится ФИО35 на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка, однако закон не связывает предоставление жилого помещения с очередностью лица в указанном списке, а также наличием финансирования и иными организационными вопросами.
При этом решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право ФИО36. на предоставление ей жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются, во взаимосвязи с тем, что материалами дела установлен факт выделения муниципальному образования город-курорт Сочи в период с 2016 по 2021 годы субвенций для приобретения данной категории лиц жилых помещений.
Доводы кассационной жалобы администрации "адрес" об отсутствии финансовых ресурсов и предоставлении жилых помещений за счет субвенций, которые не были выделены в достаточном объеме, свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.
Кассаторы ссылаются на неисполнимость решения суда, тогда как суды приняли во внимание задачи и полномочия министерства труда и социального развития "адрес", в том числе по финансированию делегированных администрации "адрес" полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам, а также по организации в установленном порядке исполнения судебных актов.
В оспариваемых судебных постановлениях правомерно указано на то, что при разрешении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции администрация "адрес", министерство финансов края и министерство труда и социального развития края, т.к. указанные органы в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления. Именно указанные органы и должны совершить совокупность действий по обеспечению истца жилым помещением.
Отклонению также подлежит довод администрации "адрес" о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, на том основании, что требования прокурора вытекают из наличия у ФИО37 гражданского права на предоставление ей жилого помещения, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Доводы кассационных жалоб в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО6, ответчика министерства труда и социального развития "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.