Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Министерству здравоохранения Ростовской области о взыскании затрат на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.08.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО3 Т.И. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Министерству здравоохранения Ростовской области, в котором просила взыскать с ответчика в пользу ФИО4 компенсацию затрат на приобретение лекарственного препарата в сумме 288 796, 26 руб, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб, обязать Министерство здравоохранения Ростовской области обеспечить ФИО4 лекарственным препаратом Стирипентол (Диакомит) постоянно по жизненным показаниям. Решение обратить к немедленному исполнению.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.05.2022 взысканы с Министерства здравоохранения Ростовской области в пользу ФИО4 компенсация затрат на приобретение лекарственного препарата в сумме 288 796, 26 руб, компенсация морального вреда в сумме 25 000 руб, почтовые расходы в сумме 339, 64 руб. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 Т.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО3 Т.И. просит отменить апелляционное определение в связи с допущенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что суды оставили без внимания, что в соответствии со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ ребенок-инвалид имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии стандартами медицинской помощи в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственный препарат "Стирипентол" (Диакомит) не включен. Таким образом, обеспечение данным препарат в рамках Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ невозможно. Указывает, что Министерство здравоохранения Ростовской области является органом исполнительной власти и не осуществляет медицинскую деятельность, не относится к организации указанным в ст. 48 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ, имеющим право на ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов. Также, по мнению ответчика, истцом не представлено доказательств, перенесенных ей физических и нравственных страданий, которые являются основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-инвалида, с диагнозом - тяжелая миоклоническая эпилепсия младенчества (синдром Драве).
Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии по лекарственному обеспечению и фармакологическому контролю ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, комиссия приняла решение о назначении по жизненным показаниям пациенту ФИО4 препарата "Стирипентол" (Диакомит) в суточной дозе по 1 000 мг.
В связи с этим законный представитель несовершеннолетнего ФИО3 Т.И. обратилась к МБУЗ Белокалитвинского района "Детская городская больница" с заявлением по вопросу организации обеспечения её сына названным лекарственным препаратом.
МБУЗ Белокалитвинского района "Детская городская больница" направлена в Министерство здравоохранения Ростовской области заявка на дополнительную поставку препарата "Стирипентол" (Диакомит).
По результатам рассмотрения заявки ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Ростовской области отказано в предоставлении дополнительной поставки указанного лекарственного препарата, поскольку он не зарегистрирован для обращения в Российской Федерации и не может реализовываться на ее территории.
В связи с тем, что ФИО4 не был обеспечен лекарственным препаратом, рекомендованным ему по жизненным показаниям ФИО3 Т.И, действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка, вынуждена понести расходы на самостоятельное приобретение указанного лекарственного препарата для несовершеннолетнего ребенка, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Согласно копии квитанции Международного госпиталя ФИО3 Т. ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат Стипирентол 250 мг. на сумму 3 703, 86 евро для пациента ФИО4
Истец, полагая, что ответчик обязан возместить ей денежные средства за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат в размере 288 796, 26 руб. (3 703, 86 евро), обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из того, что обеспечение лекарственными препаратами является обязанностью Министерства здравоохранения Ростовской области, бездействие которого, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего в полном объеме лекарственными препаратами, противоречило действующему законодательству и повлекло нарушение прав ФИО4 на медицинскую помощь, на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Отсутствие лекарственного препарата в перечне жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Исходя из положений статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населен принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственное органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медициною помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), На основании ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охран здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандарте медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратам медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниям и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение соответствующих медицинских организациях.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированно медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В период спорных отношений действовали утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которой в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III данных программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно.
Дети-инвалиды включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением и Правительства РФ N 890 от 30.07.1994 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Из толкования ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ следует, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены как а организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению данных мероприятий.
П. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
В Ростовской области органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения и оказания государственных услуг, а также координацию регулирование в установленной сфере деятельности, является Министерш здравоохранения Ростовской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 134 "Об утверждении положения о Министерства здравоохранения Ростовской области", в полномочия Министерства здравоохранения Ростовской области, входит в том числе, разработка, реализация государственных программ Ростовской области по развитию здравоохранения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактике заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, санитарно-гигиеническому просвещению населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан (п.2.1.2.).
Организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.2.1.14.).
Организация обеспечения лекарственными препаратами, лечебным питанием при амбулаторном лечении за счет областного бюджета отдельных категорий граждан (п.2.1.17.).
Осуществление контроля и координации деятельности подведомственных государственных автономных учреждений Ростовской области, государственных бюджетных учреждений Ростовской области, государственных казенных учрежден Ростовской области, государственных унитарных предприятий Ростовской области основанных на праве хозяйственного ведения.
Министерство здравоохранения Ростовской области осуществляет контроль координацию деятельности подведомственных государственных автономны бюджетных, казенных учреждений Ростовской области, государственных унитарных предприятий Ростовской области.
Ст. 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав ст. 12 ГК РФ называет возмещение убытков.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законе или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убыткам понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещение Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за в счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, платежные документы, бесспорно свидетельствующие о несении истцом расходов в размере 288 796, 26 руб, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.