Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28.06.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором просила признать решение от 12.10.2021 N 183 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать назначить пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым".
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.03.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с допущенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что ею соблюдены требования, предусмотренные п. 1.1 ст. 7 и абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. ст. 3, 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым", а именно она имеет стаж работы на должностях федеральной государственной службы более 25 лет, при этом, перед увольнением она замещала должность федеральной государственной гражданской службы более 7 лет. Указывает, что судом первой инстанции, исходя из неправильного толкования норм материального права, сделан вывод о том, что у ФИО1 возникло отложенное право на пенсию. Кроме того, следует отметить, что истцу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости, размер которой определен в соответствии со ст. 15 ФЗ-400 "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии Законом N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
ДД.ММ.ГГГГ она уволилась с государственной гражданской службы Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику за назначением пенсии за выслугу лет, в соответствии с Законом N- ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым", при этом справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах органами Пенсионного фонда представлена не была.
Ответчиком в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - МИЦ ПФР) истребована справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с применением норм Федерального закона "О страховых пенсиях".
На основании изложенного ответчиком вынесено решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N-ЗРК/2014, в связи с тем, что истец являлась получателем пенсии по старости в соответствии с Законом N, а не в соответствии с Законом N 400-ФЗ, в котором в статьях 30 - 33 Закона N 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии для лиц пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы отсутствует.
В марте 2021 года ФИО1 обращалась в адрес ответчика по вопросу назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ NPK/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым". В ответе на обращение ответчиком даны ФИО1 разъяснения по вопросу назначения пенсии за выслугу лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии в соответствии Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N, которая является самостоятельным видом пенсии, нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена. Учитывая изложенное, в связи с тем, что ФИО1 не является получателем страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей не может быть назначена пенсия за выслугу лет в соответствии Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ NPK/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым".
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Таким образом, одним из основных условий назначения федеральному государственному гражданскому служащему пенсии за выслугу лет является наличие у него страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности).
Аналогичные положения, регулирующие условия назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим закреплены в Законе Республики Крым N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым".
Согласно с. 1 ст. 3 Закона N 42-ЗРК/2014 гражданские служащие Республики Крым при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению 1 к настоящему Закону, и при замещении должности гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части).
Гражданские служащие Республики Крым при увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего Республики Крым, замещавшего должность гражданской службы Республики Крым категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 ч. 1 ст. 33, пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 и п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч. 1 ст. 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев.
Гражданские служащие Республики Крым при увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего Республики Крым, замещавшего должность гражданской службы Республики Крым категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы Республики Крым не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Гражданские служащие Республики Крым при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы Республики Крым в течение периода, продолжительность которого устанавливается согласно Приложению 2 к настоящему Закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации либо назначаемые и финансируемые за счет средств субъектов Российской Федерации в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом или одна из иных указанных выплат по их выбору (ч. 3 ст. 3 Закона N 42-ЗРК/2014).
Согласно ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, законодателем закреплено право на одновременное получение лицом государственной пенсии за выслугу лет по Закону N 42-ЗРК/2014 и страховой пенсии только на условиях, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.