Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в лице своего законного представителя ФИО1, ФИО7 в лице своего законного представителя ФИО1 к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании права на получение мер социальной поддержки по кассационной жалобе Администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края 23.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22.08.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности ФИО10, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в лице законного представителя ФИО1, ФИО7 в лице законного представителя ФИО1 обратились в суд с иском к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи в котором просили установить факт постоянного проживания и регистрации по адресу: "адрес"/А, а также признать истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливнями ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории Адлерского района г. Сочи; признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в размере 50 000 руб. Обязать Администрацию Адлерского района г. Сочи включить истцов в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной и финансовой помощи в размере 10 000 руб. и 50 000 руб.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края 23.03.2022 исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в лице законного представителя ФИО1, ФИО7 в лице законного представителя ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Адлерского внутригородского района г. Сочи просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на отсутствие у истцов на момент возникновения чрезвычайной ситуации обязательного условия для осуществления выплаты - регистрации по месту жительства по адресу домовладения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края) по доверенности ФИО10 поддерживает доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд 2о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" края произошло чрезвычайное происшествие - подтопление, факт которого в силу ст. 61 ГПК РФ является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением администрации МО города-курорта Сочи Краснодарского края от 05.07.2021 N1300 "О введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" чрезвычайная ситуация, вызванная подтоплением на территории данного муниципального образования 04.07.2021 и 05.07.2021, признана чрезвычайной ситуацией муниципального характера.
Также судами установлено, что ФИО11 на праве собственности принадлежит трехэтажный жилой дом лит. "А", общей площадью 277, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"/А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА N от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное недвижимое имущество расположено на земельном участке площадью 700 кв.м, адрес которого указан в свидетельстве о государственной регистрации права серии 23-АК N от ДД.ММ.ГГГГ, как: "адрес".
Согласно домовой книги для прописки граждан, проживающих по "адрес", по данному адресу зарегистрированы: ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно справке МУП г. Сочи "Городской информационно-вычислительный центр" N от 02.10.2021 ФИО5 зарегистрирован по адресу: "адрес"/а. Вместе с ним по вышеуказанному адресу зарегистрированы: ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО6, ФИО7.
Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства N ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства: "адрес"
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства N ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства: "адрес"
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории г. Сочи, составленного по адресу "адрес"А, следует, что пострадавший ФИО11 и члены его семьи ФИО5, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО6, ФИО7, согласно заключения комиссии утратили имущество частично, сумма финансовой помощи составляет 50 000 руб.
Вместе с тем, в адрес истцов, в том числе ФИО1 и ФИО7, администрацией Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи был направлен отказ во включении в списки граждан Российской Федерации, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, т.е. в адресе регистрации истцов и фактическом адресе домовладения и земельного участка имеются разночтения: "адрес"
Выявленные разночтения были истцами устранены после установления данного факта.
При этом доказательств того, что истцы проживают по иному адресу, не представлено. Из материалов дела усматривается, что истцы являются одной семьей, родственниками и проживают в доме по адресу: "адрес" который попал под подтопление.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что выявленные разночтения в номере дома не могут являться основанием для отказа в предоставлении помощи, гарантированной ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края".
В соответствии с п. 2 Постановления главы Администрации Краснодарского края от 12.12.2016 N1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на: единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека; единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека).
Согласно пункту 3 Порядка предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются: частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее трех предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п. 6, п. 7 Порядка, списки граждан, нуждающихся в получении единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан, заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, для включения в списки граждан, которым подлежат указанные выплаты, необходимо обязательное наличие одновременно трех условий: быть гражданином Российской Федерации, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и быть в нем зарегистрированным, подтвердить утрату полностью или частично имущества первой необходимости.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст. 2, ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.10.2008 N 619-О-П, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края 23.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.