Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, с участием прокурора ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к службе ветеринарии Астраханской области о взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда 06.07.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с иском к службе ветеринарии Астраханской области, в котором просил взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО1, денежную сумму в размере 1 000 000 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 21.02.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда 06.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что службой ветеринарии Астраханской области не разработаны и не утверждены нормативно-правовые акты, ветеринарные правила содержания животных без владельцев, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат возврату в прежнюю среду обитания, при этом бродячие собаки в условиях свободного обитания формируют стайную иерархию и становятся доминирующими хищниками в масштабе городской экосистемы, в результате чего массово истребляют бездомных и гуляющих домашних кошек и диких животных, в том числе редких и исчезающих видов животных и птиц города.
В судебном заседании прокурор ФИО5 полагает, что оспариваемые судебные акты приняты на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившуюся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов на сына истца ФИО1 набросилась бродячая собака, укусив за левую голень. С полученными травмами он обратился в ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных". Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился за медицинской помощью с жалобами на наличие укушенной раны левой голени, указав, что травма получена ДД.ММ.ГГГГ в результате укуса неизвестной собаки. В ходе осмотра левой голени установлено наличие поверхностной укушенной ссадины. После осмотра назначено лечение, а также прививки от бешенства, наблюдение у хирурга.
Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указывал на бездействие службы ветеринарии Астраханской области, выразившееся в не издании нормативно-правовых актов, ветеринарных правил содержания животных без владельцев, что привело к причинению вреда здоровью его несовершеннолетнего сына.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истцом предъявлен иск к ненадлежащему ответчику. Разъяснив, что в данном случае взыскание компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения на ФИО1 безнадзорной собаки, должно быть произведено с администрации муниципального образования "Город Астрахань", поскольку именно данное учреждение наделено государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).
На основании статьи 17 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).
П. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии со ст. 1 Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия).
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями со дня вступления настоящего Закона в силу на неопределенный срок.
На основании статьи 3 названного Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-03 органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе, осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Астраханской области; предоставлять исполнительным органам государственной власти Астраханской области необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием переданных на эти цели финансовых и материальных средств; 3) обеспечивать целевое использование финансовых и материальных средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий; определять органы и должностных лиц, ответственных за реализацию передаваемых полномочий; исполнять предписания органов государственной власти Астраханской области по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий; выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 31.03.2005 N 37-П утверждено Положение "О службе ветеринарии Астраханской области"
Пунктом 1.1. Положения предусмотрено, что служба ветеринарии Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, а также уполномоченным в области обращения с животными.
На основании пункта 1.7 служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественными объединениями и иными органами и организациями в пределах установленной компетенции.
В соответствии с пунктом 2 Положения служба осуществляет в установленной сфере деятельности функции, к которым в том числе относятся: организация проведений мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, а также защиту населения от болезней, общих для человека и животных; распределение средств, поступающих из федерального бюджета и бюджета Астраханской области, на проведение противоэпизоотических и иных мероприятий.
Постановлением службы ветеринарии Астраханской области от 24.12.2019 N 15 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области.
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что мероприятия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и передаче в приюты для животных; содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания на территории Астраханской области (далее - мероприятия по обращению с животными без владельцев) могут осуществляться юридическими лицами (коммерческими или некоммерческими организациями, в том числе фондами, общественными организациями, учреждениями, иными организациями) и индивидуальными предпринимателями (далее - Исполнители).
Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, наделенные отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - органы местного самоуправления), в качестве организации, осуществляющей мероприятия по обращению с животными без владельцев привлекают Исполнителей, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования "Город Астрахань ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", служба направляет органу местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области в форме субвенции в сумме 41 172 490 руб. для осуществления отлова, содержания и возврата на прежние места обитания животных без владельцев.
Предметом названного Соглашения является предоставление бюджету муниципального образования "Город Астрахань" Астраханской области субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2021 год.
За счет выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение следующих показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания - 2 374 ед.
Между управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" и муниципальным бюджетным учреждением города Астрахани "Чистый город" заключено соглашение N-ЧГ/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из муниципального бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (приложение N).
Количество животных без владельцев на плановые периоды утверждаются службой ветеринарии Астраханской области в соответствии с Методикой расчета количества животных без владельцев на территории "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
На 2021 год распоряжением Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству от ДД.ММ.ГГГГ N/п утверждено муниципальное задание для МБУ "адрес" "Чистый город", согласно которому учреждению выделена субсидия на проведение мероприятий по программе ОСВВ в сумме 13 912 930 руб. на 1 000 голов безнадзорных животных (приложение N).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования "Город Астрахань" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Астрахань" имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что мероприятия по обращению с животными без владельцев осуществляет администрация муниципального образования "Город Астрахань", которая в случае неисполнения такого обязательства должна нести ответственность, поскольку она является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда 06.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.