Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Крым", Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение единовременной материальной помощи, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Крым" (далее также- ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым", Военкомат), Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение единовременной материальной помощи.
В обоснование требований указано, что в соответствии с пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации", у истца возникло право на получение единовременной материальной помощи.
Выпиской из приказа военного комиссара по Черноморско-Раздольненскому объединенному районному военному комиссариату от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается факт увольнения истца в запас по состоянию здоровья приказом командующего Южного оперативного командования Вооруженных Сил ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N-к, как и факт неназначения и невыплаты единовременной помощи при установлении инвалидности по законодательству ФИО1.
Выпиской из протокола заседания военно-врачебной комиссии Крымского региона по установлению причинной связи заболевания, ранения, контузий, травм, увечий от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается факт наличия у истца травм и заболеваний, связанных с исполнением обязанностей военной службы и с ее прохождением.
Согласно справкам МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, истец является инвалидом третьей группы, травма связана с исполнением обязанностей военной службы. Бессрочно инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ. Так как выплата единовременной материальной помощи в связи с получением травмы и заболеваний при исполнении обязанностей военной службы в рамках украинского законодательства не проводилась, с учетом вхождения Крыма в состав Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, истец направил в Военный комиссариат Республики Крым заявление в целях получения единовременной материальной помощи на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, что подтверждается почтовым уведомлением и копией обращения от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт обращения истца до ДД.ММ.ГГГГ за получением единовременной материальной помощи подтверждается прилагаемой копией "Списка военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил ФИО1 по основаниям, предусмотренным законодательством, действовавшим на территории Республики Крым и "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ, и признанных инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, обратившихся за получением единовременной материальной помощи по месту прохождения военной службы не позднее ДД.ММ.ГГГГ", а также копией заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ в адрес военного комиссариат Автономной Республики Крым. Этот список адресован военным комиссаром Республики Крым в Департамент экономического анализа и прогнозирования Министерству обороны Российской Федерации, согласно прилагаемой копии сопроводительного письма ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ N/ФЭО/2018 вместе с документами.
Военный комиссариат Республики Крым в ответе от 12.12.2018 N указал, что исполнить обязательства в настоящее время возможности не имеет, в связи с отсутствием финансирования по статье 6122 сметы Министерства обороны Российской Федерации.
В ответе Министерства обороны Российской Федерации от 27.03.19 N указано, что комплект документов, представленный военным комиссариатом Республики Крым, в том числе заявление истца на выплату единовременной денежной помощи, датированное ДД.ММ.ГГГГ, не позволяет сделать вывод о том, производилась ли указанная выплата по законодательству и за счет средств ФИО1. Какие-либо документы, свидетельствующие о невыплате единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств ФИО1, в Департамент не направлялись.
По мнению истца, действия ответчиков, отказывающих в выплате единовременной материальной помощи, являются незаконными и нарушают его права.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.2018 N, обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести расчет и осуществить выплату единовременной материальной помощи в размере, предусмотренном пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, с учетом права выбора по пункту 7 статьи 163, а также права по подпункту "б" пункта 1 статьи 16-2 Закона ФИО1 N-XII "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".
Решением Железнодорожного районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично, за ФИО2 признано право на получение единовременной материальной помощи, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации", на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести расчет и выплатить ФИО2 единовременную материальную помощь на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что единовременная материальная помощи предоставляется военнослужащим, уволенным из вооруженных сил ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ и признанным инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
Единовременная материальная помощь предоставляется, если основания, по которым законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены соответствующие выплаты, возникли в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и граждане, названные в пункте 1 настоящего Указа, обращались за их получением по месту прохождения военной службы (службы) не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел ФИО1", государство обеспечивало социальные и правовые гарантии военнослужащим внутренних войск и членам их семей на основании Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N-XII "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", Закона ФИО1 "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" и Закона ФИО1 "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".
В соответствии со статьей 16 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N-ХII "О социальной и правовой помощи военнослужащим и членам их семей", военнослужащим, военнообязанным и резервистам, призванным на учебные (или проверочные) и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве, в случае установления инвалидности, наступившей в период прохождения ими военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением ими военной службы, или установление лицу, уволенному с военной службы, инвалидности не позднее чем через три месяца после освобождение с военной службы или после окончания трехмесячного срока, но вследствие заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения указанной службы, выплачивается единовременное пособие.
Согласно пункту 9 статьи 16.3 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N-XII "О социальной и правовой помощи военнослужащим и членам их семей", порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи определяется ФИО1.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N был утвержден Порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные или проверочные и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве (далее Порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи).
В соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты единовременной денежной помощи, днем возникновения права на получение единовременного денежного пособия является в случае установления инвалидности или степени утраты трудоспособности без установления инвалидности - дата, указанная в справке медико-социальной экспертной комиссии.
Согласно пункту 17 Порядка назначения и выплаты единовременной денежной помощи, лицам, уволенным с военной службы, назначение и выплата единовременной денежной помощи осуществляется органом государственной власти, который осуществлял расчет при увольнении с военной службы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 приказом командующего Южного оперативного командования Вооруженных Сил ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N-к, в соответствии с ч. 6 статьи 26 Закона ФИО1 "О военной обязанности и воинской службе", уволен в запас по п. "б" (по состоянию здоровья).
Приказом военного комиссара Черноморско-Раздольненского объединенного районного военного комиссариата (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключен из списков личного состава Черноморско-Раздольненского объединенного районного военного комиссариата Автономной Республики Крым (л.д.2).
Выпиской из протокола заседания Военно-врачебной комиссии Крымского региона по установлению причинной связи заболевания, ранения, контузий, травм, увечий от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается факт наличия у ФИО2 травм и заболеваний, связанных с исполнением обязанностей военной службы и с ее прохождением (л.д.3).
Согласно справкам МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является инвалидом третьей группы, травма связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 4-5).
В соответствии со справкой МСЭ-2013 от 21.09.2016 N ФИО2 установлена бессрочно третья группа инвалидности, причина инвалидности военная травма (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Республики Крым в адрес Департамента экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации направлен список военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил ФИО1, имеющих право на единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N "О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации", в который ФИО2 включен под порядковым N (л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением на имя Военного комиссара Республики Крым о выплате единовременной денежной помощи, в связи с получением заболевания в период прохождения военной службы, к которому приложены вышеуказанные документы (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 военным комиссаром Республики Крым направлено письмо N/ФЭО/2018, из содержания которого следует, что по вопросу выплаты единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ документы заявителя (ФИО2) направлены на рассмотрение в Департамент экономического анализа и прогнозирования "адрес". О результатах принятия решения Департаментом экономического анализа и прогнозирования будет сообщено дополнительно (л.д.20).
Военным комиссариатом Республики Крым в адрес Департамента экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации направлены копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО2 П.П, в котором присутствует отметка о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, копия заявления от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Копии заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ФИО2 имелись в ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" (л.д.107-113), что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ответчиком направлено сообщение о том, что Военкомат исполнить обязательства по выплате единовременной материальной помощи на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не имеет возможности в связи с отсутствием финансирования по статье 6122 сметы Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 11).
Министерством обороны Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 разъяснено, что комплект документов, представленный Военкоматом, не позволяет сделать вывод, что выплата единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств ФИО1 ФИО2 не производилась. Поэтому оснований для выплаты единовременной материальной помощи, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации N, не имеется.
Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N УГ-06675 список лиц, на который заявитель ссылается в своем письме, был предоставлен Военкоматом в целях уточнения по запросу Департамента. Однако представленные в Департамент копии документов на выплату единовременной материальной помощи не содержали сведений, позволяющих сделать вывод, что выплата единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств ФИО1 ФИО2 не производилась. Поскольку выплата материальной помощи носила единовременный характер и в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N была произведена в 2018 году, основания для выплаты единовременной материальной помощи в 2019, 2020 годах у Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют. Также было разъяснено, что вопрос о праве заявителя на выплату единовременной материальной помощи может быть разрешен в суде (л.д. 14).
Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ являлся уволенным военнослужащим ФИО1, имел инвалидность и обращался в установленный срок в военный комиссариат Автономной Республики Крым за получением помощи по законодательству ФИО1, действующему на территории Республики Крым в тот период и соответственно подпадает под категорию лиц, указанных в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому для лиц, признанных инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы (службы), были предусмотрены соответствующие выплаты. Также суд указал, что все необходимые документы для получения единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, истцом представлены, и данная материальная помощь не выплачена своевременно по вине ответчиков, а поэтому отсутствие соответствующих ассигнований в 2019-2022 г.г. не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что суд принял решение в отсутствие необходимых документов, подтверждающих право истца на получение единовременной материальной помощи на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, отсутствие соответствующих ассигнований у Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2022 являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.