Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об установлении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ГУ-ОПФР по "адрес") о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об установлении страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с явлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в удовлетворении которого, решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано. Причиной отказа послужило отсутствие требуемого 25-летнего стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии. В подсчёт специального стажа не была включена работа в ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" в должности заведующего отделением со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истицы, ответчик необоснованно не засчитывает указанный период в специальный стаж, что влечет нарушение прав истицы на пенсионное обеспечение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать незаконным решение ГУ-ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы в ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" в должности заведующего отделением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Волжского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены. Судом постановлено:
признать незаконным решение ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
обязать ГУ-ОПФР по "адрес" включить в специальный стаж ФИО1 период работы в ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" в должности заведующего отделением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения в орган пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ГУ - ОПФР по "адрес" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить в силе решение Волжского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, при этом о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия. Истец о причинах своей неявки не сообщила. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Закона N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно п. 3 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением:
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "м" п. 1 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждё ФИО4 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрены должность преподавателя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.10 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): училища и колледжи всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N), утверждё ФИО4 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определё ФИО4 этими правилами.
При этом особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, установлены пунктом 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N.
Исходя из подпункта "а" пункта 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N в специальный педагогический стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, за период после ДД.ММ.ГГГГ при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объёме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, - при условии ведения преподавательской работы в объёме не менее 360 часов в год.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращё ФИО4 продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в, частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных, в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определё ФИО4 профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определё ФИО4 сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей).
При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определё ФИО4 должностях и в определё ФИО4 учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после ДД.ММ.ГГГГ по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в техникумах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Таким образом, Правилами от ДД.ММ.ГГГГ N определены различные критерии зачёта в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком N: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе в техникуме - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращё ФИО4 продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Закона N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статья 14 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 4 статьи 14 Закона N 400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определё ФИО4 условиях), определяющие её характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчётной книжкой, нарядами и т.п.).
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта является создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления ФИО1 отказано ввиду отсутствия на дату обращения необходимой продолжительности специального стажа- 25 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также несоблюдением требований, установленных пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". При этом ответчиком в специальный стаж засчитано 22 года 7 месяцев 19 дней.
Из специального стажа пенсионный орган исключил период работы истицы в профессиональном училище N (ГБПОУ "Волжский политехнический техникум") в должности заведующего отделением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что должность "заведующий отделением" не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждё ФИО4 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; индивидуальные сведения сданы работодателем без отметки о специальном стаже.
Из трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята в профессиональное училище 35 (после неоднократного переименования - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волжский политехнический техникум") на должность заместителя директора по учебно-производственной работе. Со ДД.ММ.ГГГГ истица занимает должность заведующей отделением в том же образовательном учреждении, где работает по настоящее время.
Из должностной инструкции заведующего отделением, утверждё ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ директором ГБПОУ "Волжский политехнический техникум", следует, что заведующий отделением непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-методической работе, а также работает в контакте со всеми заместителями директора техникума и руководителями структурных подразделений (п.1.5).
Должность заместителя директора по учебно-производственной работе ГОУ НО "Профессиональное училище N" относится к категории руководителей, чья деятельность связана с руководством образовательного процесса; он непосредственно подчиняется директору училища.
Согласно справке работодателя ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" от ДД.ММ.ГГГГ за N, характер, специфика и условия осуществляемой ФИО1 работы по должности заведующего отделением является тождественным характеру, специфике и условиям должности заместителя директора по учебно-производственной работе.
В системе обязательного пенсионного страхования истица зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта ФИО1, спорный период работы в качестве заведующего отделением ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" отражены работодателем без указания кода особых условий труда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в Списке N должность истицы "заведующий отделением" не поименована, также суд указал, что он не наделен правом установления тождества должностей. Суд установил, что ФИО1, являясь заведующей отделением ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" не могла осуществлять должностные обязанности по должности заместителя директора по учебно-производственной работе, поскольку в образовательном учреждении на штатных должностях работают три заместителя директора и пять заведующих отделений. Также суд учитывал, что работодатель до настоящего времени не внёс изменения в данные индивидуального персонифицированного учёта застрахованного лица ФИО1 о наличии у неё специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии. Отказывая в удовлетворении требования о назначении досрочной пенсии, суд пришел к выводу, что на момент обращения в пенсионный орган у истицы отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда и отменил решение суда. Принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда указала, что из оспариваемого решения ответчика следует, что, в специальный стаж истицы засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" в должности заместителя директора по учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Из представленной в суд первой инстанции справки работодателя ГБПОУ "Волжский политехнический техникум" от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что характер, специфика и условия осуществляемой ФИО1 работы по должности заведующего отделением является тождественным характеру, специфике и условиям должности заместителя директора по учебно-производственной работе.
Поскольку справкой работодателя подтверждается то обстоятельство, что характер работы истицы в спорный период времени не менялся, при рассмотрении дела подтверждён факт того, что до реорганизации техникума ФИО1 работала в должности заместителя директора по учебно-производственной работе ГОУ ПУ-35, а после реорганизации её должность стала именоваться как заведующий отделением, однако характер, специфика и условия осуществляемой ФИО1 работы по должности заведующего отделением остались прежними и соответствуют характеру, специфике и условиям должности заместителя директора по учебно-производственной работе, учитывая, что ответственность за достоверность сведений, предоставляемых в компетентные органы возложена на работодателя, и неисполнение данной обязанности не может служить основанием для отказа во включении спорного периода в специальный страховой стаж, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку с учётом включения спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (4 года 1 месяц 5 дней) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии истцом) согласно расчёту, представленному пенсионным органом, продолжительность специального стажа истицы составила 26 лет 8 месяцев 9 дней, судебная коллегия пришла к выводу, что истица имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ с даты обращения к ответчику.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что занимаемая истицей должность соответствующим Списком не предусмотрена, индивидуальные сведения в отношении истицы за спорный период сданы работодателем без отметки о специальном стаже, а в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 коды особых условий труда не проставлены, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном акте.
Судом апелляционной инстанции из совокупности представленных доказательств установлено, что в связи с изменением наименования учреждения, в котором истица осуществляла свою трудовую деятельность в качестве заместителя директора по учебно-производственной работе, изменилось и наименование ее должности на -заведующий отделением, при этом характер, специфика и условия работы не изменились. Данные обстоятельства подтверждены работодателем.
Ссылки автора кассационной жалобы на вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному спору между теми же сторонами, в рамках которого истицей оспаривалось другое решение ответчика, но касающееся тех же самых обстоятельств и истице в удовлетворении ее требований было отказано, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.
Данные доводы приводились в суде апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего дела истицей действительно оспаривалось иное решение пенсионного органа и ею были представлены новые доказательства, подтверждающие ее доводы.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что судом неверно определены фактические обстоятельства дела и дана неправильная оценка представленным доказательствам, в целом повторяют позицию, изложенную в суде апелляционной инстанции, являлись предметом исследования суда, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.