Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Дьяконенко А.Ю. обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
В обоснование требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дьяконенко А.Ю. проходил военную службу на территории республики Таджикистан, выполняя задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте. С 1994 года по 1995 год он защищал стратегический объект - аэропорт Душанбе, оказывал помощь местным властям и защищал конституционный строй Таджикистана.
По приведенным основаниям Дьяконенко А.Ю. просил суд установить факт его участия в боевых действиях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, охране таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории "адрес".
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 августа 2022 года в удовлетворении требований Дьяконенко А.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 ноября 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дьяконенко А.Ю. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии со справкой об обстоятельствах ранения, контузии, травмы, увечья следует, что Дьяконенко А.Ю. мл. сержант в/ч N ДД.ММ.ГГГГ получил консолидирующийся огнестрельный многооскольчатый перелом плечевой кости после её огнестрельного перелома вследствие огнестрельного пулевого слепого ранения правого плеча. В данной справке указано, что огнестрельное ранение получено при выполнении обязанностей военной службы, что также подтверждается справкой Nх/527 выданной Центральным военным госпиталем от 06 июля 1995 г. В соответствии с выписным эпикризом N1873 данная травма от 18 марта 1995 г. получена Дьяконенко А.Ю. в результате обстрела на улице неизвестными лицами.
Так же в соответствии со справкой выданной начальником штаба войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N мл. сержанту Дьяконенко А.Ю. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности на территории Таджикистана в условиях чрезвычайного положения на основании приказа МВР N ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в данной справке указано, что выслуга лет Дьяконенко А.Ю. должна исчисляться в льготном порядке один месяц к трем.
По мнению кассатора, он в полном объеме в соответствии с действующим законодательством доказал факт участия в боевых действиях.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что 06 июня 1993 года Дьяконенко А.Ю. зачислен в списки войсковой части 2066 республики Таджикистан, назначен стрелком учебного пункта с присвоением звания "рядовой".
ДД.ММ.ГГГГ рядовой Дьяконенко А.Ю. назначен курсантом 2 учебной заставы военной части N г. Душанбе республики Таджикистан.
ДД.ММ.ГГГГ младший сержант Дьяконенко А.Ю. исключен из списков личного состава части 2421, убыл в отдельный контрольно-пропускной пункт "Душанбе".
ДД.ММ.ГГГГ младший сержант Дьяконенко А.Ю. контролер ОКПП, прикомандированный к в/ч N, исключен из личного состава части, направлен на воинский учет в Фрунзенский ВК г. Душанбе.
В соответствии с приказом МБ РФ от 28 апреля 1993 года войсковые части 2066, 2421, 9809 входят в Перечень Федеральных органов государственной безопасности, воинских частей по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения с 08 января 1993 года.
Указанные сведения содержатся в военном билете заявителя и подтверждены архивной справкой "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заявитель обратился с заявлением к начальнику пограничного управления ФСБ России по Волгоградской области, с просьбой о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
10 декабря 2020 года пограничным управлением ФСБ России по Волгоградской области Дьяконенко А.Ю. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ввиду отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие заявителя в боевых действиях в республике Таджикистан, выданных органами военного управления.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280, частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывая на отсутствие надлежащих доказательств, предусмотренных законом, для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем, принял решение об отказе Дьяконенко А.Ю. в установлении факта участия в боевых действиях.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"), а также наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться, как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; Определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях, и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
С 24.10.2017 года вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 8 Приложения к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г..N 595 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение.
Вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
Согласно пункту 10 указанного Порядка в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 - 9 настоящего Порядка, указанными выше должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов. После получения указанных документов они прикладываются к заявлению (рапорту) вместе с копиями запросов, направлявшихся для розыска документов.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на данных территориях.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
При этом дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Кассатор без учета приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, неправомерно указывает о наличии оснований для установлении факта участия в выполнении боевых задач по стабилизации обстановки в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за период прохождения им службы. Настаивая на отмене оспариваемых судебных постановлений, заявитель указывает, что суды не дали надлежащей и достаточной оценки тому обстоятельству, что он с 08 июня 1993 г. по 28 августа 1995 г. выполнял служебные обязанности на территории Таджикистана в условиях чрезвычайного положения на основании приказа МВР N ДД.ММ.ГГГГ, получил там ранение, и выслуга лет Дьяконенко А.Ю. за указанный период исчисляется в льготном порядке один месяц к трем.
Между тем, указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия этого лица в выполнении соответствующих задач, без его участия в проведении каких-либо конкретных боевых действиях, состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для признания его участвовавшим в боевых действиях. Фактическое участие военнослужащего, проходившего службу на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями части 1 статьи 56 и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о выполнении боевых задач и его в нем участия.
Несогласие заявителя жалобы с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 ноября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.