Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес", Министерству внутренних дел по "адрес" о перерасчете и взыскании недополученной части пенсии, по кассационным жалобам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес", Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес", Министерства внутренних дел по "адрес" на решение Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес"- ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" (далее также- ГУ МВД России по "адрес"), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" (далее также- ГУ МВД России по "адрес"), Министерству внутренних дел по "адрес" (далее также- МВД по "адрес") о перерасчете и взыскании недополученной части пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по контракту и приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N-лс уволен с военной службы в запас по подп. "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с организационно штатными мероприятиями.
Поскольку на момент увольнения с военной службы календарная выслуга истца для назначении пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составила 22 года, то в соответствии с подп. "а" части 2 статьи 5, подпункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ГУ МВД Росси по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет.
При определении размера пенсии, подлежащей выплате, в соответствии с абзацем 9 пункта 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и пункта 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), истцу установлена надбавка за выслугу лет в размере 65 % от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Вместе с тем, в действующее законодательство, регламентирующее порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, были внесены изменения, в результате которых пенсия истцу стала начисляться и до настоящего времени выплачивается исходя из ранее установленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера- 30 %.
В апреле 2021 истец обратился в ГУ МВД России по "адрес", в ГУ МВД России по "адрес" и Центр финансового обеспечения МВД по "адрес" (по местам проживания и получения пенсии) с заявлениями о перерасчете размера пенсии по причине того, что пенсия ему выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ в меньшем, чем положено, размере.
В ответах на обращения истцу отказано в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии. Истец считает данные решения ответчиков незаконными и необоснованными, нарушающими его права как пенсионера.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд произвести перерасчет пенсии за выслугу лет из расчета надбавки за выслугу лет в размере 65 % от оклада денежного содержания: ГУ МВД России по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ГУ МВД России по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; МВД России по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу недоплаченную часть пенсии за выслугу лет с ГУ МВД России по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 222 152, 10 руб.; с ГУ МВД России по "адрес" - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 162 911, 54 руб.; с МВД по "адрес" - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 468 669, 27 руб.
Решением Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ГУ МВД России по "адрес", ГУ МВД России по "адрес", МВД по "адрес" просят отменить решение Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявители ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции, лица, участвующие в деле, кроме представителя ГУ МВД России по "адрес", не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по контракту.
На основании приказа Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N-лс истец уволен с военной службы в запас по подп. "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения с военной службы календарная выслуга истца для назначения пенсии составила 22 года на ДД.ММ.ГГГГ.
Со ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с подп. "а" части 2 статьи 5, подпункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей".
При определении размера пенсии, подлежащей выплате, в соответствии с абзацем 9 пункта 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пункта 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", истцу установлена надбавка за выслугу лет в размере 65 % от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что в апреле 2021 года истец обратился в ГУ МВД России по "адрес", в ГУ МВД России по "адрес" и Центр финансового обеспечения МВД по "адрес" (по местам проживания и получения пенсии) с заявлениями о перерасчете размера пенсии, которые были оставлены ответчиками без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей" (далее также- Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).
Предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).
Порядок применения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч. ч. 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 309-ФЗ), которые вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ
На основании части 8 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат пересмотру с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ " пенсионерам при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона)".
В силу части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что по общему правилу ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в части надбавки за выслугу лет. Между тем с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пункта "б" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует, прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, в связи с чем в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение в составе пенсионного обеспечения надбавки за выслугу лет в размере 65%, исчисленной ему ДД.ММ.ГГГГ при назначении пенсии за выслугу лет, и, как следствие, удовлетворении требований о перерасчете и выплате недополученной пенсии за весь период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя порядок взыскания, а также подлежащую взысканию в пользу истца сумму задолженности, суд первой инстанции учитывал, что в разные периоды истец являлся получателем пенсии за выслугу лет в ГУ МВД России по "адрес", ГУ МВД России по "адрес", МВД по "адрес".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы Министерства внутренних дел по "адрес" о том, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили закон, подлежат отклонению.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды верно определили и истолковали нормы материального права, указав, что по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежат перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет). При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитет Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 1 Федерального закона N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-1, а также положений частей указанной статьи.
Доводы кассационной жалобы основаны на субъективном и ошибочном толковании норм закона, поскольку, как верно указано судами нижестоящих инстанций, в связи с реформированием с ДД.ММ.ГГГГ системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до ДД.ММ.ГГГГ военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, часть 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), указанная норма такого указания не содержит.
Доводы кассационной жалобы Главного управления Министерства внутренних дел России по "адрес" о том, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, а ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ не является пенсионером ГУ МВД России по "адрес", и у ответчика отсутствуют правовые основания для осуществления перерасчета пенсии ФИО1 подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
Определяя порядок взыскания, а также подлежащую взысканию в пользу истца сумму задолженности, суд первой инстанции учитывал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем пенсии за выслугу лет в ГУ МВД России по "адрес".
Доводы кассационной жалобы Главного управления Министерства внутренних дел России по "адрес" о том, что ответчик в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял выплату пенсии истцу исходя из расчета, произведенного ОПО ЦФО ГУ МВД России по "адрес", полномочий на перерасчет пенсии не имеет, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
В целом доводы кассационных жалоб не опровергают выводов судов, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебных постановлениях с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
При разрешении доводов кассационных жалоб, направленных исключительно на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки обстоятельств он не наделен.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам, указанным в кассационных жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.