Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева В.А. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Яковлева В.А. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Яковлев В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда России по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, перерасчете страховой пенсии по старости и просил признать незаконным решение Отделению Пенсионного фонда России по Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ, отменить его и назначить страховую пенсию по старости с момента обращения, включить в страховой стаж период действительной сверхсрочной военной службы в Вооруженных силах РФ (СССР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника ж\б и стальных конструкций 2-го разряда в "Электрострой", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника 2-го разряда\штукатура в "А/S Griff", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сортировщика -сдатчика металла "Профиль-Акрас", возложить обязанность произвести перерасчет величины страховой пенсии с учетом включенных периодов трудового (страхового) стажа и приравненных к ним периодов.
Решением Волжского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Яковлева В.А. удовлетворены частично, признано незаконным решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГг. в части отказа во включении в страховой стаж периода действительной сверхсрочной военной службы Яковлева В.А. в Вооруженных силах Российской Федерации (СССР) с 23 ноября 1983 г. по 28 ноября 1983 г, с 7 февраля 1986 г. по 6 февраля 1988 г.
На государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда РФ поВолгоградской области возложена обязанность включить в трудовой стаж Яковлева В.А. период действительной сверхсрочнойвоенной службы в Вооруженных силах РФ (СССР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований Яковлева В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 декабря 2022 года решение районного суда оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Яковлев В.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает, что исключение из трудового стажа периодов работы, повлекло неверное исчисление коэффициента ИПК, что при удовлетворении иска в части включения данных периодов в стаж работы Яковлева В.А, влечет перерасчет данного коэффициента.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судами следует, что Решением ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Яковлеву В.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Указанным решением в общий и страховой стаж истца не включены периоды его работы в "Электрострой" в должности монтажника ж/б и стальных конструкций по 2 разряду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в "А\С грифф" в должности монтажника 2 разряда, штукатура с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг, поскольку из ответа Департамента социального страхования Эстонской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. N следует, что записи в трудовой книжке сделаны не корректно, печать не читаема; работа в Производственно-коммерческом акционерном общество открытого типа "Профиль-Акрас" вдолжности сортировщика-сдатчика металла с 1 июня 1999 г. по 29 декабря2000 г, так как согласно ответу АО Трубный завод "Профиль - Акрас" от 18марта 2020 г. N 36, данные в отношении сотрудника Яковлева В.А. в организации отсутствуют, за 1999-2000 год сотрудник не числился напредприятии; служба в армии с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.поскольку справками Военкомата не подтверждена.
Указанным решением ответчика установлен страховой стаж Яковлева В.А.- 22 года 9 месяцев 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) -8, 51, вместо требуемой -21.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Яковлева В.А. о включении в страховой стаж период службы в армии, суд первой инстанции, с позицией которогно согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, установив факт службы истца, а также то, что данные сведения о периоде его службы подтверждены записями трудовой книжки и военным билетом, и подтверждены справкой Военного комиссариата городского округа - город Волжский Волгоградской области от 8 июля 2022г, пришел к выводу о том, что решение ответчика N от ДД.ММ.ГГГГг. является незаконным в части исключения из страхового стажа периода действительной сверхсрочной военной службы истца в Вооруженных силах Российской Федерации (СССР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В части включения иных периодов работы истца, суды не нашли оснований для их включения в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих заявленные истцом обстоятельства.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2019 году составляла 12 лет (приложение 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях").
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно названному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5 Соглашения).
Из материалов дела видно, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в Департамент социального страхования Эстонской Республики направлены формуляры об обращении за пенсией Яковлева В.А. и о пенсионном стаже с указанием периодов его трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству Российской Федерации, для решения вопроса о назначении Яковлеву В.А. эстонской части пенсии.
В соответствии с поступившим в пенсионный орган ответом на запрос и формуляром, Департаментом социального страхования Эстонской Республики разъяснено, что периоды работы Яковлева В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг, не могут быть включены в Эстонский стаж, так как записи в трудовой книжке сделаны не корректно, печать не читаема.
Поскольку стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, выработанный на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона, в соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок применения данного Договора, должна выплачивать пенсионное обеспечение Яковлеву В.А. отсутствует, а у суда оснований для возложения на Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанности включить Яковлеву В.А. в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии, периоды его работы на территории Эстонской ССР не имелось, то отказ в назначении Яковлеву В.А. трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является правомерным.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены принятых судебных актов исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы жалобы повторяют правовую позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, подробно исследованную судами и правильно оцененную в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в том, что позиция истца основана на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влечет возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яковлева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.