Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Мартыновой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченко Л.П. к администрации МО "Яблоновское городское поселение" о признании незаконным отказа в постановке на учет, возложении обязанности постановки на учет, по кассационной жалобе Левченко Л.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 11 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения Левченко Л.П, представителя администрации МО "Яблоновское городское поселение" Джарим А.К, судебная коллегия
установила:
Левченко Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" о признании незаконным отказа в постановке на учет, возложении обязанности постановки на учет, мотивировав свои требования тем, что ее супруг ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся участником Великой Отечественной войны.
29.03.2022 Левченко Л.П. как вдова участника Великой Отечественной войны, подготовив все необходимые документы, обратилась в администрацию муниципального образования "Яблоновское городское поселение" с заявлением о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. В ответ на свое обращение административный истец получила отказ в постановке на учет. На основании изложенного истец просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны, а также обязать администрацию муниципального образования "Яблоновское городское поселение" поставить вдову участника Великой Отечественной войны ФИО2 - Левченко Л.П. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 24 июня 2022 года признан незаконным отказ администрации МО "Яблоновское городское поселение" от 26 апреля 2022 года N2141 в постановке Левченко Л.П. на учет, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На администрацию МО "Яблоновское городское поселение" возложена обязанность устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть обращение Левченко Л.П. о постановке на учет как вдову участника Великой Отечественной Войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 11 октября 2022 года решение районного суда отменено. По делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Левченко Л.П. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Левченко Л.П. просит отменить апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным 25.01.2021 года, после смерти мужа замуж не выходила, не является нанимателем квартиры по договору социального найма, государством ей не предоставлялось жилье.
Согласно справке, выданной ПУ "Тахтамукайский" отделения по Республике Адыгея Южного филиала АО "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" за Левченко Л.П. на территории Республики Адыгея не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества.
Следовательно, исходя из указанной справки и представленных документов истец считает, что она должна быть обеспечена жильем и отказ в постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий является незаконным, нарушающим ее права.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Левченко Л.П, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации МО "Яблоновское городское поселение" Джарима А.К, возражавшего против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между Левченко Л.П. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ, был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным отделом ЗАГС Северского района управления ЗАГС Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии "адрес", выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке серии МСЭ-2013 N, выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы N4 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея) Минтруда России, Левченко Л.П. установлена инвалидность третьей группы по причине общего заболевания бессрочно.
29.03.2022 Левченко Л.П. как вдова участника Великой Отечественной войны обратилась в администрацию МО "Яблоновское городское поселение" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной поддержки.
Письмом N2141 от 26.04.2022 Левченко Л.П. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", одна. Ранее право собственности на данную квартиру было зарегистрировано за истцом Левченко Л.П, после чего передано сыну - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, квартира была отчуждена на основании договора пожизненного содержания с иждивением, общая площадь квартиры - 50, 9 кв.м.
Таким образом, Левченко Л.П. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она обеспечена общей площадью жилого помещения более, чем предусмотрено учетной нормой на одного человека.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51 - 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 7 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", установив факт нахождения у истца ранее в собственности жилого помещения, которое отчуждено последней сыну, на основании договора пожизненного содержания, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом суд установил, что Левченко Л.П. в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", в жилом помещении принадлежащем на праве собственности её сыну Левченко Л.П. ? ФИО6, которому данная квартира перешла в собственность от Левченко Л.П. по договору пожизненного содержания с иждивением от 12.11.2007, что было расценено судом как намеренное ухудшение Левченко Л.П. жилищных условий, повлиявших на её обеспеченность общей площадью жилого помещения в целях ее принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом также учтено, что на момент обращения к ответчику о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий установлено, что Левченко Л.П. проживала и проживает в квартире по адресу: "адрес", "адрес", общая площадь которой - 50, 9 кв.м, совместно проживающих и зарегистрированных с ней иных граждан не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, применительно к положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищная обеспеченность истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правовой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии основания для удовлетворения требований Левченко Л.П. о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются правомерными.
Истец, являясь членом семьи ФИО6, имеет право пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности и пользовании сына, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из необходимости обеспеченности истца жилой площадью (статья 51 ЖК РФ) и оценки действий истца, при отчуждении имеющихся у них жилых помещений (статья 53 ЖК РФ).
Доводы кассационной жалобы ФИО6 о необходимости обеспечения ее жильем независимо от ее имущественного положения на основании Федерального закона "О ветеранах" не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" исключается лишь необходимость признания членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны малоимущими в целях последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебные постановления соответствуют фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе при установлении фактических обстоятельств по делу и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Несогласие заявителя с судебными актами суда первой и апелляционной инстанции, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Левченко Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Н.Н. Мартынова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.