г. Краснодар 17 марта 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г, рассмотрев гражданское дело по иску Щепельковой О.В. к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств, по кассационной жалобе Комитета здравоохранения Волгоградской области на апелляционное определение Советского районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Щепелькова О.В. обратилась к мировому судье с иском к Комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, расходов по оплате государственной пошлины. Общая сумма расходов составила 12 985 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N106 Советского судебного района г. Волгограда волгоградской области от 21 июля 2022 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Апелляционным определением Советского районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2022 года решение мирового судьи отменено, вынесено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Щепельковой О.В.
С Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу истца взысканы расходы на приобретение лекарственного препарата "Сулодексид (Весел ДуэФ) в размере 12 985 рублей.
В кассационной жалобе Комитет здравоохранения Волгоградской области просит отменить апелляционное определение, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Полагает, что пациент злоупотребляет правом по вопросу лекарственного обеспечения. Указывает, что лекарственный препарат "Сулодексид" не входит в перечни лекарственных препаратов Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, поэтому обеспечение Щепельковой О.В. данным лекарственным препаратом в рамках действующего закона не представляется возможным, равно как и возмещение расходов на его приобретение.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Таких оснований для проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, не усматривается.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы кассационной жалобы, письменные возражения Щепельковой О.В, полагавшей необходимым оставить апелляционное определение без изменения. а кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, проверив законность судебных постановлений, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения не допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Щепелькова О.В. имеет III группу инвалидности с установленным сроком до 1 ноября 2022 года. С 2017 года наблюдается в ГУЗ "Поликлиника N30".
17 марта 2020 года Щепельковой О.В. медицинскими работниками ФГБУ "НМИЦ Гематологии" г. Москва установлен диагноз: " "данные изъяты"". Для лечения указанного заболевания истцу на постоянный курс рекомендовано применение медицинского препарата "Сулодексид (Весел Дуэф)", 60 капсул в месяц.
Протоколом врачебной комиссии ГУЗ "Поликлиника N30" от 16 ноября 2021 года N216 установлен факт того, что медицинскими работниками ФГБУ "НМИЦ Гематологии" г. Москва Щепельковой О.В. рекомендовано применение медицинского препарата "Сулодексид (Весел Дуэф)", в связи с чем, в тот же день 16 ноября 2021 года главным врачом ГУЗ "Поликлиника N30" в адрес председателя Комитета здравоохранения Волгоградской области направлено ходатайство о рассмотрении на Экспертном совете вопроса об адресном обеспечении больной Щепельковой О.В. препарата "Сулодексид (Весел Дуэф)" по 1 капсуле 2 раза в день.
Указанное ходатайство получено Комитетом здравоохранения Волгоградской области, однако оставлено без удовлетворения.
Вышеназванный препарат приобретался Щепельковой О.В. за собственные денежные средства: 14 января 2022 года на сумму 2 888 рублей, 9 марта 2022 года на сумму 2 963 рубля, 11 апреля 2022 года на сумму 3 790 рублей, 30 мая 2022 года на сумму 3 344 рубля, а всего на сумму 12 985 рублей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что Экспертным советом рассмотрено и удовлетворено ходатайство ГУЗ "Поликлиника N30".
Советский районный суд г. Волгограда пересматривая указанное решение мирового судьи в апелляционном порядке, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с учетом того, что срок для предоставления Комитетом здравоохранения Волгоградской области вышеуказанного лекарственного препарата нарушен, при том, что необходимость употребления данных препаратов подтверждена, как и фактические расходы истца на их приобретение, пришел к выводу о взыскании с ответчика денежных средств, затраченных Щепельковой О.В. на самостоятельное приобретение необходимого лекарственного препарата.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.
Аналогичные нормы содержит статья 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно статье 11 названного Федерального закона, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию", ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.1.14 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Щепелькова О.В. является инвалидом III группы, страдает заболеваниями: " "данные изъяты"", состоит на учете в поликлинике ГБУЗ "Городская поликлиника N30", относится к льготной категории граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Российской Федерации в соответствии с Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В 2022 году истец не была обеспечена препаратом "Сулодексид (Весел Дуэф)".
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о необходимости возложить обязанность по возмещению расходов на приобретение лекарственных средств на Комитет здравоохранения Волгоградской области, поскольку он осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета в целях обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.
Таким образом, апелляционное определение Советского районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2022 года по доводам Комитета здравоохранения Волгоградской области отмене не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Советского районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.