Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу Крестовниковой Н.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 26 октября 2022 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 декабря 2022 г. в отношении должностного лица - главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, Шелеховском и Слюдянском районах Крестовниковой Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 26 октября 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 декабря 2022 г, должностное лицо - главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, Шелеховском и Слюдянском районах Крестовникова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Крестовникова Н.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статьей 17 вышеназванного Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются: единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля).
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 и устанавливают порядок формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил единый реестр является федеральной государственной информационной системой, создание и функционирование которой осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 13 Приложение "Выездная проверка" к Правилам формирования и ведения единого реестра сведения о направлении контролируемому лицу уведомления о проведении выездной проверки вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в момент направления (не позднее, чем за 24 часа до ее начала).
В соответствии с частью 6 статьи 73 Закона N 248-ФЗ, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 указанного федерального закона.
Частью 5 статьи 19 Закона N 248-ФЗ установлено, что информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 4 августа 2022 г. следует, что на основании решения от 19 января 2022 г. N10 проведена плановая выездная проверка в отношении "данные изъяты"".
Согласно копии раздела "Информации об уведомлении проверяемого лица о проведении контрольных (надзорных) мероприятий" системы единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий контролируемое лицо уведомлено о проведении выездной проверки 19 января 2022 г, проверка начата 21 января 2022 г.
В единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведения об уведомлении контролируемого лица о проведении выездной проверки должностным лицом главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, Шелеховском и Слюдянском районах Крестовниковой Н.В. внесены с нарушением срока - 26 января 2022 г.
Данные сведения должны были быть внесены в срок, установленный пунктом 13 Приложения "Выездная проверка" к Правилам формирования и ведения единого реестра - в момент направления (не позднее, чем за 24 часа до ее начала).
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что объективная сторона административного правонарушения выражается в несоблюдении должностными лицом Роспотребнадзора законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившемся в нарушении два раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок.
При этом, в указанном постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении описан только один факт нарушения сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок.
Мировой судья и судья вышестоящей судебной инстанции пришли к выводу о том, что ссылки прокурора на повторность нарушений - два раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, являются ошибочными.
Мировой судья и судья городского суда в постановлении и решении исходя из фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, пришли к выводу о том, что объективная сторона административного правонарушения выражается в несоблюдении должностным лицом Крестовникова Н.В. требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок.
С указанными выводами судебных инстанций нельзя согласиться. В данном случае имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы Крестовникова Н.В. в части неверного установления судебными инстанциями обстоятельств, имеющих значение для дела, полагаю заслуживающими внимания.
Плановая выездная проверка в отношении "данные изъяты"" проводилась с 21 января 2022 г. по 3 февраля 2022 г.
Информация об уведомлении контролируемого лица "данные изъяты"" о проведения плановой выездной проверки внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий 26 января 2022 г, т.е. с нарушением срока внесения, что не оспаривается.
Установленный факт является нарушением Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 4 февраля 2022 г. должностному лицу Роспотребнадзора Крестовникова Н.В. вменяется нарушение срока внесения информации об уведомлении контролируемого лица в единый реестр, а постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда Крестовникова Н.В. вменяется невнесение информации о проверке в единый реестр проверок.
Из анализа нормы, предусмотренной частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ следует, что объективная сторона правонарушения характеризуется: - невнесением должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, информации о проверке в единый реестр проверок; - нарушением два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок; - внесением два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.
В постановлении мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда, деяние Крестовникова Н.В. квалифицировано как невнесение должностным лицом информации о проверке в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, что противоречит материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам по делу, поскольку сведения о направлении контролируемому лицу уведомления о проведении выездной проверки были внесены в единый реестр Крестовниковой Н.В. 26 января 2022 г.
Указанные обстоятельства не были исследованы и надлежащим образом оценены нижестоящими судебными инстанциями. Документов, которые бы подтверждали факт невнесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо факт нарушения двух и более раз в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо факт внесения двух и более раз в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок также не истребовано.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей городского суда приведенные правовые нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Приведенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенным, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов, в связи с чем постановление мирового судьи и решение судьи городского суда нельзя признать законным и обоснованным.
Однако направление данного дела об административном правонарушении на новое рассмотрение не представляется возможным, поскольку на момент рассмотрения жалобы на вынесенные по делу акты в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, который составляет 1 год, истек.
В единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведения об уведомлении контролируемого лица о проведении выездной проверки должностным лицом Роспотребнадзора должны быть внесены 20 января 2022 г.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 26 октября 2022 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 декабря 2022 г. вынесенные в отношении главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, Шелеховском и Слюдянском районах Крестовниковой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 26 октября 2022 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 декабря 2022 г, вынесенные в отношении главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, Шелеховском и Слюдянском районах Крестовниковой Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.