Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 1 сентября 2022 года по административному делу N 2а-4171/2022 по административному исковому заявлению Ермакова Станислава Леонидовича, Жубрина Сергея Валерьевича, Шулаева Евгения Григорьевича, Шадрина Петра Геннадьевича, Финогенова Евгения Владимировича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании действий по содержанию в ненадлежащих условиях, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения Финогенова Е.В. на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, административные истцы Ермаков С.Л, Журбин С.В, Шулаев Е.Г, Шадрин П.Г, Финогенов Е.В. просили взыскать с пользу каждого с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что все истцы отбывают наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Все являются осужденными к пожизненному лишению свободы. Все содержатся в камерах необорудованных системой центрального горячего водоснабжения. Ранее, за предшествующие периоды в пользу истцов была взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания, в связи с чем, истцы просят взыскать с ответчика в их пользу компенсацию за новые периоды, по настоящее время. В камерах, где содержатся истцы до настоящего времени нет горячего водоснабжения. За весь период содержания их в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует горячее водоснабжение, что не соответствует предъявляемым к содержанию осужденных требованиям. Из-за отсутствия горячей воды административным истцам трудно мыть посуду после приема пищи, поддерживать гигиену тела, чистить зубы, умываться, производить уборку камер. Мытье посуды и стирка личных вещей приносит невероятную боль в руках. Наличие горячей воды это не предмет роскоши, а это часть условий, которые необходимы для повседневной жизни.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 1 сентября 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении Ермакова Станислава Леонидовича, Жубрина Сергея Валерьевича, Шулаева Евгения Григорьевича, Шадрина Петра Геннадьевича, Финогенова Евгения Владимировича горячим водоснабжением в непосредственном месте содержания осужденных.
Взыскано с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ермакова Станислава Леонидовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 28.09.2021г. по 01.09.2022г. в размере 10000 руб.
Взыскано с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджете - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Жубрина Сергея Валерьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 28.09.2021г. по 01.09.2022г. в размере 10000 руб.
Взыскано с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджете - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Шулаева Евгения Григорьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 29.09.2021г. по 01.09.2022г. в размере 10000 руб.
Взыскано с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджете - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Шадрина Петра Геннадьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 03.12.2021г. по 01.09.2022г. в размере 10000 руб.
Взыскано с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджете - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Финогенова Евгения Владимировича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 15.06.20211г. по 01.09.2022г. в размере 10000 руб.
Кассаторы просят отменить судебные акты, указывая, что на момент начала постройки Зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому Края в 1994 году система водоснабжения и канализации запроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с п.8.5.рабочей документаций предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственные нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме, проектной, документацией ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания, ни одним нормативным актом не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере.
Проектирование и строительство объекта "Режимный корпус на 800 человек в учреждении, ИЗ-22/4" было произведено до введения в действие свода правил и соответствовало временным нормам проектирования следственных изоляторов МВД России, действовавшими в период проектирования и строительства данного объекта, указанный проект прошёл государственную экспертизу, следовательно по мнению кассаторов соответствовал требованиям, предъявляемым к указанным зданиям, действующим в период проектирования.
Кассаторы полагают, что нарушение правил проектирования, если они имеются, не являются нарушением условий содержания, ни одна из приведенных норм, не содержит требование об обеспечении горячим водоснабжением в камере.
Кассаторы также ссылаются на отсутствие каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным ответчиком нарушений, поскольку в обоснование, иска истцы сослались лишь только на длительное пребывание неудобств, связанных с отсутствием горячей воды в камере.
Истец Финогенов Е.В. просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" предусматривает, что если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение. При обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Руководствуясь указанными разъяснениями суд кассационной инстанции осуществляет также проверку апелляционного определения, которым оставлено без изменения обжалуемое кассатором решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что что административные истцы Ермаков С.Л, Журбин С.В, Шулаев Е.Г, Шадрин П.Г, Финогенов Е.В. отбывают наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в виде лишения свободы.
Установлено, что решениями судов, вступивших в законную силу, в пользу истцов взыскана компенсация за ненадлежащие условия отбывания наказания ввиду отсутствия горячего водоснабжения, а именно в пользу истца Ермакова С.Л. за период до 27.09.2021г, в пользу истца Жубрина С.В. за период до 27.09.2021г, в пользу истца Шулаева Е.Г. за период до 28.09.2021г, в пользу истца Шадрина П.Г. за период до 02.12.2021г, в пользу истца Финогенова Е.В. за период до 14.06.2021г.
Судом первой инстанции установлено, что как следует из письменных пояснений представителя ответчика, до настоящего времени горячее водоснабжение в камерах отсутствует, факт наличия водоснабжения ненадлежащего качества с 07.10.2021г. по 28.02.2022г. не свидетельствует об обеспеченности лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, горячим водоснабжением.
Согласно представленному административными ответчиками отзыву на данный момент горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа только в отдельных помещениях, т.к. в п. Эльбан централизованное горячее водоснабжение отсутствует.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно имеющейся информации административных ответчиков следует, что с 7 октября 2021г. в камеры и душевые началась подача горячей воды, забор которой производится из открытой системы отопления ООО "Шелтэк". После подключения горячей воды, осужденные стали жаловаться на качество, 25 ноября прекращена подача горячей воды в душевые, 24 февраля 2022 года проведена лабораторная проверка качества горячей воды, в ходе которой установлено, что превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз, 28 февраля 2022 года руководство ИК-6 приняло решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных.
Судом первой инстанции установлено, что по настоящее время в непосредственном месте содержания административных истцов Ермакова Станислава Леонидовича, Жубрина Сергея Валерьевича, Шулаева Евгения Григорьевича, Шадрина Петра Геннадьевича, Финогенова Евгения Владимировича в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением условий их содержания в исправительном учреждении, в связи с чем, суд первой инстанции посчитал, что требования административных истцов в данной части подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие горячего водоснабжения в камерах, в которых отбывают наказание административные истцы, связано с ненадлежащим качеством подаваемой теплоснабжающей организацией воды, и бездействием учреждения по обеспечению горячим водоснабжением административного истца в объемах, достаточных для соблюдения личной гигиены ежедневно, в котором административные истцы отбывают наказание.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания в пользу административных истцов компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении являются правильными.
При определении размера компенсации, подлежащей взысканию в пользу истцов, суд первой инстанции исходил из принципов разумности и справедливости, учитывая, что административным ответчиком принимались меры к обеспечению горячего водоснабжения корпуса, в котором содержатся административные истцы, принимая во внимание характер допущенного нарушения, период, в который административные истцы не были обеспечены горячим водоснабжением в непосредственном месте их содержания, суд посчитал справедливой и достаточной компенсацию в размере 10000 руб. в пользу каждого из административных истцов.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ осужденным к лишению свободы должны быть обеспечены минимальными нормами материально-бытового обеспечения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пп.1 п.1 ст.8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под факторами среды обитания согласно ст.1 вышеуказанного закона биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Статьей 9 Федерального закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания пп.6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанные Правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч.3 ст.101 УИК РФ).
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны судом апелляционной инстанции, установив, что что по настоящее время в непосредственном месте содержания административных истцов Ермакова Станислава Леонидовича, Жубрина Сергея Валерьевича, Шулаева Евгения Григорьевича, Шадрина Петра Геннадьевича, Финогенова Евгения Владимировича в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует горячее водоснабжение пришел к правильному выводу о нарушении условий их содержания в исправительном учреждении, частично удовлетворив требования, выводы об определении размера компенсации являются мотивированными и обоснованными, не согласие кассаторов с размером взысканной компенсации в пользу истцов не являются основанием для отмены судебных актов.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного ответчика по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 1 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.