Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Омска, поданную 13 февраля 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 декабря 2022 г, по административному делу N 2а-3488/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Омска в интересах Леонгардт Яны Игоревны и несовершеннолетних ФИО12 о признании бездействия администрации г. Омска незаконным, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя мэра г. Омска и администрации г. Омска Баканова К.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства имущественных отношений Омской области Бондаренко Ю.П, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях, пояснения Леонгардт Я.И, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, прокурора Рубана А.В, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Омска обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением интересах Леонгардт Я.И. и несовершеннолетних ФИО4, ФИО2, ФИО3, с учетом уточнения требований, о признании незаконным бездействия Администрации г. Омска, выразившегося в недостаточном планировании мероприятий, повлекшее необеспечение инженерной инфраструктурой (газо- и водоснабжением) земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по "адрес", обязании в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить указанный земельный участок инженерной инфраструктурой (газо- и водоснабжением).
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Омска проведена проверка по обращению Леонгардт Я.И. о нарушении прав вследствие необеспеченности инженерными коммуникациями земельного участка, предоставленного многодетной семье.
Земельный участок был предоставлен Леонгардт Я.И. в собственность бесплатно на основании постановления Администрации г. Омска от 7 августа 2015 г. N 1035-п для строительства индивидуального жилого дома, в порядке очередности как члену многодетной семьи, поставленному на учет в качестве нуждающегося. В соответствии с полученным разрешением на строительство от 8 декабря 2016 г. на предоставленном земельном участке построен жилой дом общей площадью 146, 6 кв.м.
Проверкой прокуратуры г. Омска установлено, что инженерными коммуникациями (газо- и водоснабжением) земельные участки в микрорайоне Загородный Центрального административного округа г. Омска, в том числе земельный участок принадлежащий ФИО1, с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" "адрес", не обеспечены.
Поскольку с момента предоставления семье Леонгардт Я.И. земельного участка для индивидуального жилищного строительства прошло более шести лет, полагают, что Администрацией г. Омска должных мер для обеспечения используемого земельного участка газо- и водоснабжением не принято, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления и влечет нарушение прав многодетной семьи.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 30 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 декабря 2022 г, административные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Администрации г. Омска в части не обеспечения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по "адрес" водоснабжением; на администрацию г. Омска возложена обязанность в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" инженерной инфраструктурой, а именно холодным водоснабжением, путем строительства сетей до границ земельного участка. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Омска ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных требований отказать.
В обоснование жалобы указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагают, что судом не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Настаивают, что судом не дана оценка доводу об отсутствии норм законодательства, которая бы возлагала на органы местного самоуправления обязанность обеспечивать собственников земельных участков инженерной инфраструктурой до границ земельного участка. Судом не учтена практика по аналогичным делам, что в отношении застроенных земельных участков при реконструкции объектов капитального строительства, когда правообладатель земельного участка определен, предоставление технических условий является обязанностью правообладателя земельного участка, то есть собственника спорного земельного участка. Отсутствует обязанность органа местного самоуправления по обеспечению инженерными коммуникациями земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Полагают, что к вопросам местного значения отнесена именно организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящимся в собственности граждан. Указывают, в соответствии с указанной муниципальной программой речь идет об обеспечении инженерными коммуникациями кварталов, а не подведение инженерных коммуникаций к конкретному земельному участку. Микрорайон Загородный в указанном перечне не предусмотрен и финансирование мероприятий по строительству инженерных коммуникаций к земельным участкам в данном микрорайоне не предусмотрено. Кроме того, указывают, что материалами дела установлено, что кадастровый квартал микрорайона "Загородный" инженерной инфраструктурой обеспечен, установлен факт наличия технической возможности подключения, а на земельном участке так же имеется водопровод и канализация (выгребная яма).
Судом не учтено, что для подключения к центральному водоснабжению собственнику земельного участка необходимо обратиться в отдел подключения новых абонентов дирекции по сбыту АО "ОмскВодоканал", однако с таким заявлением Леонгардт Я.И. не обращалась, не предприняла меры для технологического присоединения к централизованной системе водоснабжения с учетом того, что кадастровый квартал обеспечен инженерными коммуникациями. Истец не представил доказательств нарушения его прав, невозможности подключения к сетям водоснабжения, расположенных в 70 м. от земельного участка, предоставленного административному истцу. При вынесении оспариваемых судебных актов, судом не учтены в полном объеме выводы, изложенные в кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июля 2022 г. по делу 88А-13285/2022 о применении норм материального права по осуществлению газоснабжения, а имеющиеся выводы в судебных актах являются противоречивыми.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. Представителем АО "Омскгоргаз" представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц и их представителей, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Министерством имущественных отношений Омской области, прокуратурой Омской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Кассационная жалоба не содержит доводы о несогласии с выводами судов в части отказа в удовлетворении требований.
Судами установлено и следует из материалов дела, Леонгардт Я.И. на основании постановления Администрации г. Омска от 22 ноября 2011 г. N 1554-п в соответствии со статьей 7.1 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" поставлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящего в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с извещением о предложении земельного участка в собственность от 9 июля 2015 г, заявления Леонгардт Я.И. от 9 июля 2015 г, в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 7 августа 2015 г. N 1035-п Леонгардт Я.И. на основании Закона Омской области от 30 апреля 2015 г. N 1741-ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно", предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" площадью 812 кв.м.
На указанном участке построен жилой дом, для строительства которого выдано разрешения на строительство от 8 декабря 2016 г. N 55-ru N. Права не земельный участок и жилой дом зарегистрированы.
6 ноября 2015 г. Леонгардт Я.И. обращалась в ОАО "ОмскВодоканал" с заявлением о выдаче технических условий о возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения жилого дома. Технические условия для подключения к сетям водоснабжения и канализации от 18 ноября 2015 г. были выданы ОАО "ОмскВодоканал", согласно которым возможно подключение объекта к коммунальной системе водоснабжения, срок подключения объекта к сетям водопровода и канализации возможно не ранее первого полугодия 2017 г. Установлен срок действия технических условий - 3 года с даты выдачи, в последующем параметры выданных технический условий будут изменены.
В последующем Леонгардт Я.И. за получением технических условий для подключения к сетям водоснабжения не обращалась.
Леонгардт Я.И. неоднократно обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями об обеспечении инженерной инфраструктуры земельного участка, расположенного в микрорайоне "Загородный".
По результатам проверки, проведенной по обращению Леонгардт Я.И, прокуратурой г. Омска Мэру г. Омска внесено представление от 23 июня 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших нарушению законодательства.
На представление мэром г. Омска дан ответ от 23 июля 2021 г. N исх- N, согласно которому указано, что строительство осуществляется в соответствии с Положениями об адресной инвестиционной программе г. Омск, утвержденной решением Омского городского Совета от 5 июля 2006 г. N 376 и в соответствии с размером бюджетных ассигнований. Указано также, что в микрорайоне "Загородный" отсутствует утвержденная градостроительная документация.
Из информации, представленной АО "ОмскВодоканал", которое в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 18 июня 2013 г. N 645-п определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения города Омска, установлено, что ближайшей точкой подключения жилого дома Леонгардт Я.И. к системе водоснабжения являются сети водопровода диаметром 75 мм, проложенные по "адрес", находящиеся на обслуживании АО "ОмскВодоканал" согласно акту приема - передачи бесхозяйного имущества N 159 от 7 апреля 2022 г. Ориентировочная протяженность до границ земельного участка составляет 70 м. Указано также на возможность подключения объекта к централизованной системе водоотведения к канализации диаметром 500 мм, проложенной в районе жилого "адрес" Ориентировочная протяженность до границ земельного участка составляет 700 м.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, разграничив полномочия административных ответчиков, пришёл к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения к Администрации г. Омска, установив бездействие указанного органа местного самоуправления в части необеспечения земельного участка с кадастровым номером N холодным водоснабжением, исходя из того, что земельный участок был предоставлен многодетной семье в качестве меры социальной поддержки с целью удовлетворения потребностей граждан в жилище, в связи с чем на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой. Судом указано, что избранный процессуальным и материальным истцами способ восстановления нарушенного права применительно к водоснабжению является обоснованным и правомерным.
Правовых оснований для признания бездействия Администрации г. Омска в части необеспечения жилого дома, принадлежащего Леонгардт Я.И, газоснабжением и возложении на орган спорной обязанности судом не установлено.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции признал выводы районного суда о допущенном бездействии и наличии оснований для возложения обязанности правильными, поскольку органом местного самоуправления не разработан комплекс мер по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры, а также принимая во внимание, что на сформированном земельном участке, принадлежащем на праве собственности многодетной семье административных истцов, отсутствует водоснабжение, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела. Непринятие в течение разумного срока Администрацией г. Омска должных мер для обеспечения земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой, препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению. Отклоняя доводы об отсутствии оспариваемого бездействия, основанные на том, что на земельном участке имеется водопровод от скважины и местная канализация (выгребная яма), поскольку из пояснений административных истцов, которые не опровергнуты в ходе рассмотрения дела, установлено, что вода, поступающая из скважины, не пригодна для питья и используется только в хозяйственно - бытовых целях.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов о наличии оспариваемого бездействия по существу правильными.
В соответствии с "Уставом города Омска", утвержденным решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. N 92, Город Омск имеет статус городского округа.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответственно, подпунктом 4 части 1 статьи 9 Устава города Омска, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах города Омска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с понятием, используемым в пункте 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ, водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 416 -ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
"Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 71 Правил в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 72 Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
Указанное следует также из требований части 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ, согласно которой установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения.
Руководствуясь указанными нормами материального права, установив, что на земельном участке, предоставленном административному истцу отсутствует холодное водоснабжение, соответствующее требованиям санитарно - эпидемиологического благополучия населения, мер по организации холодного водоснабжения не принимается, несмотря на неоднократные обращения административного истца, суды пришли к правильному выводу о бездействии органа местного самоуправления при решении вопроса местного значения. При этом доводы кассационной жалобы в указанной части выводов судов не опровергают, поскольку не свидетельствуют об исполнении обязанности организации водоснабжения жилого дома административного истца.
Вместе с тем, судебная коллегия кассационного суда полагает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности выводов суда при определении обязанности, которая должна быть возложена на административного ответчика.
Указанные судами акты, направленные на обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, в том числе Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", устанавливающий необходимость разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, не возлагают обязанность на органы местного самоуправления осуществлять строительство сетей до границ земельного участка. В указанной части судебные акты подлежат изменению, путем исключения из резолютивной части указания на данную обязанность. Определение способа и порядка исполнения органом местного самоуправления полномочий по вопросу местного значения в сфере организации в границах города Омска водоснабжения населения, в том числе конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу, явилось бы вмешательством суда в деятельность исполнительной власти и противоречило бы принципу разделения властей, установленному в статье 10 Конституции Российской Федерации. Во всяком случае, исполнение судебного акта о возложении обязанности обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой может быть достигнуто путем организации холодного водоснабжения жилого дома административного истца Леонгардт Я.И. в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В остальной части доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными, подлежат отклонению, поскольку не подтверждают нарушение судами норм материального или процессуального права, которые бы повлекли принятие неправильного судебного акта. Оснований для отмены судебных актов судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 6 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 декабря 2022 г. изменить, путем исключения из резолютивной части решения указания на "путем строительства сетей до границ земельного участка", в остальной части судебные акты оставить без изменения.
Настоящее определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.