Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (далее - ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу), поданную 28 февраля 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2022 г, по административному делу N 2а-2795/2022 по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО- 1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконными постановлений старшего прокурора по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса Юришина Игоря Вячеславовича.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу Буйловой Е.Е, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения Большунова В.Д, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы, прокурора Рубана А.В, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу обратилось в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений старшего прокурора отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса Юришина И.В. от 20 апреля 2022 г. N Пост N об отмене постановления начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 1 февраля 2022 г. о водворении заключенного под стражу Большунова В.Д. в карцер на 3 суток; и от 20 апреля 2022 г. N N об отмене постановления начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 1 февраля 2022 г. о водворении заключенного под стражу Большунова В.Д. в карцер на 7 суток.
В обоснование требований указано, что при вынесении постановлений от 1 февраля 2022 г. была учтена неоднократность совершаемых Большуновым В.Д. нарушений порядка содержания под стражей. Считают указанное прокурором основание для отмены дисциплинарных взысканий ошибочным. При отмене постановлений были нарушены основные права и задачи следственных изоляторов, а именно: обеспечение режима для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Указывают, что признание незаконными принятых начальником следственного изолятора постановлений о применении мер дисциплинарной ответственности затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку влечет правовые последствия не только для лиц, подвергнутых дисциплинарному взысканию, но и для соответствующего учреждения, нарушает права следственного изолятора, создавая препятствия к исполнению обязанностей, ведет к незаконному освобождению от ответственности за фактически допущенное дисциплинарное нарушение.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении административных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы, ссылаясь на статьи 38-40 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" настаивают, что применение к Большунову В.Д. мер взыскания 1 февраля 2022 г. в виде водворения в карцер за нарушения от 23 января 2022 г. и от 26 января 2022 г. призваны обеспечить его правомерное поведение, уважительное отношение к окружающим, и наложены за деяния, посягающие на установленный порядок содержания под стражей, примененное дисциплинарное взыскание установленным нормам законодательства не противоречит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, пояснения Большунова В.Д, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) подозреваемые и обвиняемые обязаны, в том числе соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.
Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 51 Федерального закона N 103-ФЗ надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с полномочиями, предоставленными частью 1 статьи 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Судами установлено, что постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 1 февраля 2022 г. Большунов В.Д. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в карцер на 3 суток. Основанием привлечения к ответственности явилось нарушение установленного порядка содержания под стражей, а именно: 23 января 2022 г. Большунов В.Д. закрыл объектив видеокамеры, вмонтированной в стену камеры, чем воспрепятствовал оператору в выполнении служебных обязанностей.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 1 февраля 2022 г. Большунов В.Д. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в карцер на 7 суток. Основанием привлечения к ответственности явилось неоднократное нарушение установленного порядка содержания под стражей, а именно: 26 января 2022 г. Большунов В.Д. закрыл объектив видеокамеры, вмонтированной в стену камеры, чем воспрепятствовал оператору в выполнении служебных обязанностей.
В ходе проведения проверки по жалобе адвоката Чернова М.А, действующего в интересах Большунова В.Д, постановлениями старшего прокурора отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса от 20 апреля 2022 г. постановления начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 1 февраля 2022 г. о водворении заключенного под стражу Большунова В.Д. в карцер сроком на 3 и 7 суток отменены.
Основанием для отмены постановлений послужило отсутствие на момент их вынесения неоднократности (2 и более раза) применения к Большунову В.Д. дисциплинарных взысканий.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, руководствуясь положениями указанных выше норм материального права, установив, что на 1 февраля 2022 г. к Большунову В.Д. было применено взыскание однократно - 27 января 2022 г. в виде выговора, пришел к выводу об отсутствии основания для признания незаконными оспариваемых постановлений прокурора от 20 апреля 2022 г, поскольку основания для отмены постановлений начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбасса от 1 февраля 2022 г. о водворении заключенного под стражу Большунова В.Д. в карцер сроком на 3 и 7 суток, не соответствующих требованиям закона, имелись.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, основаны на неправильном толковании положений законодательства, фактически направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и доказательств. Нарушений требований процессуального закона при оценке доказательств, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, доводы кассационной жалобы не подтверждают.
Доводы жалобы об отсутствии у администрации следственного изолятора обязанности применять меры дисциплинарного воздействия в хронологическом порядке не подтверждают нарушение судами норм материального права, основаны на их неправильном толковании заявителем.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила, кассационная жалоба ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.