Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-566/2022 (УИД: 22RS0067-01-2021-005928-22) по иску Пигаревой Людмилы Дмитриевны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным заключения, обязании возобновить выплату пенсии, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пигарева Людмила Дмитриевна (далее - Пигарева Л.Д, истец) обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее ? ГУ МВД России по Алтайскому краю, ответчик) о признании незаконным заключения, обязании возобновить выплату пенсии.
В обоснование заявленных требований Пигарева Л.Д. указала, что с 1 ноября 1977 года по 1 января 1996 года она проходила службу в органах внутренних дел Республики Казахстан, с 1 января 1996 года по 27 июня 1997 года работала в "данные изъяты". Общая выслуга составляет 29 лет 1 месяц 29 дней. С 27 июня 1997 г. истец является пенсионером по линии МВД Республики Казахстан, до 31 марта 2001 г. получала пенсию в Республике Казахстан. С 1 апреля 2001 г. она являлась получателем пенсии в Российской Федерации, которая выплачивалась ей ГУ МВД России по Алтайскому краю. Между тем, с 1 августа 2021 года выплата пенсии прекращена на основании заключения по факту обнаружения счетной ошибки при назначении пенсии за выслугу лет, утвержденного 7 июля 2021 года начальником ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю, по мотиву отсутствия оснований для выплаты пенсии, так как Государственный следственный комитет Республики Казахстан не входил в систему органов внутренних дел. С данным решением истец не согласна, поскольку пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел бывшего СССР и стран СНГ, регламентируется Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей" и международными соглашениями, участниками которых является Российская Федерация.
С учетом уточнений исковых требований, Пигарева Л.Д. просила суд признать незаконным заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю по факту обнаружения ошибки при назначении пенсии за выслугу лет, утвержденное 7 июля 2021 года начальником ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю Вохминой О.В, предусматривающего прекращение с 1 августа 2021 г. выплаты Пигаревой Л.Д. пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел; обязать надлежащего ответчика возобновить Пигаревой Л.Д. выплату пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел с 1 августа 2021 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022 г, исковые требования Пигаревой Л.Д. удовлетворены.
Признано незаконным заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю по факту обнаружения ошибки при назначении пенсии за выслугу лет в отношении Пигаревой Л.Д. о прекращении выплаты пенсии от 7 июля 2021 года.
На ГУ МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность возобновить Пигаревой Л.Д. выплату пенсии по выслуге лет с 1 августа 2021 года.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Алтайскому краю просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022 года.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года "О Государственном Следственном комитете Республики Казахстан и его органах" пенсионное обеспечение сотрудников Государственного Следственного комитета устанавливается в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Следовательно, осуществление на территории Республики Казахстан пенсионного обеспечения Пигаревой Л.Д. в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Республики Казахстан не означает, что расчет выслуги лет истца произведен по линии органов внутренних дел и пенсия назначена по линии органов внутренних дел. Указом Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1997 г..N3731 "О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией" Государственный следственный комитет Республики Казахстан упразднен. Таким образом, при увольнении Пигаревой Л.Д. со службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан (27 июня 1997 г..) сотрудниками данного ведомства произведен расчет ее выслуги как сотрудника Государственного следственного комитета и ей назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. То обстоятельство, что на территории Республики Казахстан истцу производилась выплата пенсии пенсионным органом Министерства внутренних дел Республики Казахстан, не свидетельствует о том, что истец на территории Республики Казахстан реализовал право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел данного государства.
Соглашением стран СНГ от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" урегулированы вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом на Министерства внутренних дел сторон Соглашения не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел. Какие-либо договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении бывших сотрудников Государственных следственных комитетов - участников СНГ не заключались. Исходя из законодательства Республики Казахстан Государственный следственный комитет являлся самостоятельным органом государственной власти, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами одним из обязательных условий для назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерств внутренних дел является увольнение сотрудников со службы в органах внутренних дел. Между тем истец со службы в органах внутренних дел в Республике Казахстан не увольнялась, расчет выслуги лет непосредственно в органах внутренних дел Республики Казахстан уполномоченным органом не производился, в этой связи право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Республики Казахстан у истца не возникло, так как на момент выхода на пенсию она не являлась сотрудником органов внутренних дел. Вывод судов о том, что у истца имеется необходимая выслуга лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, что является основанием для признания за ней права на получение соответствующей пенсии на территории Российской Федерации, не основан на законе.
По мнению заявителя, истец, проживая на территории Российской Федерации, имеет право претендовать на выплату пенсии за выслугу лет пенсионными органами Республики Казахстан, либо получать на территории Российской Федерации такую пенсию, на которую у нее возникло право для ее получения (например, социальную пенсию).
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю представлен письменный отзыв, в котором пенсионный орган просит отменить принятые по делу судебные постановления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Пигарева Л.Д, представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора; Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Вохмина О.В, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Пигарева Л.Д. с 1 ноября 1977 г. по 1 января 1996 г. проходила службу в органах внутренних дел Республики Казахстан.
С 1 января 1996 г. по 27 июня 1997 г. Пигарева Л.Д. работала "данные изъяты".
Приказом Управления Государственного следственного комитета Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан от 27 июня 1997 года N Пигарева Л.Д. уволена 27 июня 1997 г. по состоянию здоровья на основании заключения ОВВК.
27 июня 1997 года Пигаревой Л.Д. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении военнослужащих", что следует из заключения о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденного Административно - финансовым управлением Департамента Государственного следственного комитета по Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, выслуга лет на указанную дату составляла в календарном исчислении - 19 лет 7 месяцев 26 дней, в льготном исчислении - 29 лет 1 мес. 29 дней.
Выплата пенсии производилась УВД Восточно - Казахстанской области Республики Казахстан с 27 июня 1997 года по 31 марта 2001 года.
В связи с переездом и регистрацией по месту жительства на территории Российской Федерации с 1 апреля 2001 года ГУ МВД России по Алтайскому краю Пигаревой Л.Д. назначена пенсия по выслуге лет в органах внутренних дел.
7 июля 2021 года начальником Центрального финансового отделения ГУ МВД России по Алтайскому краю утверждено заключение по факту обнаружения ошибки при назначении пенсии за выслугу лет, согласно которому установлено, что Пигарева Л.Д. 27 июня 1997 года уволена из Государственного следственного комитета Республики Казахстан, который не входил в систему органов внутренних дел, на пенсионные органы МВД России не возложены обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств-участников Содружества в связи с их переездом на территорию Российской Федерации.
На основании указанного заключения выплата пенсии Пигаревой Л.Д. прекращена с 1 августа 2021 года.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", в соответствии с которыми выплата ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения сохраняется и осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Стороны, на территории которой сотрудник постоянно проживает, пришел к выводу о наличии у истца права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения истца 27 июня 1997 года ее выслуга лет в органах внутренних дел превышала 20 лет, пенсия Пигаревой Л.Д. выплачивалась УВД Восточно-Казахстанской области по 31 марта 2001 года, после переезда в Российскую Федерацию с 1 апреля 2001 года ей назначена пенсия по выслуге лет как сотруднику органов внутренних дел, соответственно, истцом в соответствии с нормами международного права реализовано право на пенсионное обеспечение, приобретенное на территории Республики Казахстан. В связи с изложенным, принятие ГУ МВД России по Алтайскому краю решения о прекращении выплаты истцу пенсии по выслуге лет как сотруднику органов внутренних дел с 1 августа 2021 года является незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022г. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, установлен законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан, с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но при определенных условиях, закрепленных ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-l "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей", в действовавшей в спорный период редакции, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей", в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитываются: военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может
засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-l пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года подписали Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Соглашение от 24 декабря 1993 года вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 года, поскольку данный документ ратифицирован Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 103-ФЗ.
С учетом изложенного, на момент назначения истцу 1 апреля 2001 года пенсии по выслуге лет в органах внутренних дел в связи с ее переездом и регистрацией на территории Российской Федерации положения Соглашения от 24 декабря 1993 года действовали для Российской Федерации, в том числе, и положения статьи 2 данного Соглашения, согласно которой в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Согласно Закону Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (действовавшему на дату назначения истцу пенсии) органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства (ст. 1).
Статьей 4 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" определено, что единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска, организации образования, учреждения и иные организации.
Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел (ст. 5 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан").
Указом Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 года N 2513 в целях совершенствования системы правоохранительных органов, укрепления правопорядка и обеспечения общественной безопасности, повышения эффективности борьбы с преступностью был образован Государственный следственный комитет Республики Казахстан, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 1995 года N 2594, представлял собой центральный государственный орган в единой системе органов Государственного следственного комитета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики.
В соответствии со ст. 1 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года N 2706 Государственный следственный комитет Республики Казахстан и его органы представляет собой непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики специальный государственный орган, не входящий в систему центральных исполнительных органов Республики, осуществляющий дознание, следствие, оперативно-розыскную деятельность и вытекающие из них иные функции.
Статьей 6 названного Указа Президента Республики Казахстан определено, что систему Государственного следственного комитета и его органов составляют Государственный следственный комитет, территориальные, отраслевые и специализированные органы, осуществляющие дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность; а также особые и режимные объекты, учебные заведения и иные организации, обеспечивающие функциональную деятельность.
Государственный следственный комитет являлся самостоятельным органом государственной власти, подчинялся непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года "О Государственном следственном комитете Республики Казахстан и его органах" пенсионное обеспечение сотрудников Государственного следственного комитета устанавливается в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.
Вместе с тем, как указано выше, согласно ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают.
Поскольку на момент назначения пенсии Пигарева Л.Д. постоянно проживала в Республике Казахстан, то именно, с учетом положений пункта 5 статьи 24 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. принято заключение о назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым истцу произведено установление выслуги лет по линии органов внутренних дел и назначена пенсия за выслугу лет по линии органов внутренних дел в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей" от 21 января 1993 года.
Данным актом истцу установлена выслуга лет в льготном исчислении 29 лет 1 мес. 29 дней и назначена пенсия за выслугу лет в размере 82% денежного довольствия.
Соответственно судом правильно установлено, что после увольнения истца с 27 июня 1997 года из Государственного следственного комитета Республики Казахстан выплата назначенной пенсии по выслуге лет производилась именно Управлением внутренних дел Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, то есть по линии Министерством внутренних дел Республики Казахстан с 27 июня 1997 года по 31 марта 2001 года.
Ссылка в жалобе на то, что истец не увольнялась непосредственно из органов внутренних дел, не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку истцу пенсия по выслуге лет была назначена с учетом национального законодательства Республики Казахстан именно по линии органов внутренних дел.
Позиция ответчика об отсутствии у Пигаревой Л.Д. права на получение пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел и необходимости обращения за страховой пенсией в общем порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации прямо противоречит приведенному выше содержанию ст. 7 Соглашения от 13 марта 1993 года, направлена на лишение истца гарантий, установленных этим Соглашением.
Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия отмечает, что установленная истцу выслуга лет не подлежала изменению в Российской Федерации, куда истец переехала, уже являясь получателем пенсии по линии органов внутренних дел. При этом оснований для прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной истцу по линии органов внутренних дел, в Российской Федерации не имеется, поскольку такой вид пенсии предусмотрен действующим пенсионным законодательством Российской Федерации и, как следует из материалов дела, именно в связи с этим выплата данной пенсии Пигаревой Л.Д. прекращена в Республике Казахстан.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что при переезде на территорию Российской Федерации у Пигаревой Л.Д. как у лица, получавшего пенсию по линии МВД Республики Казахстан, возникло право на аналогичное пенсионное обеспечение в Российской Федерации - по линии МВД Российской Федерации. Всем доводам ответчика дана надлежащая оценка в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, оснований для переоценки которых судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.