Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-178/2022 (УИД: 42RS0026-01-2022-000272-55) по иску Третьяковой Любови Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Третьяковой Любови Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Третьякова Любовь Викторовна (далее - Третьякова Л.В, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Третьякова Л.В. указала, что 2 декабря 2021 г. обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 9 марта 2022 г. N Третьяковой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности педагогического стажа.
При этом пенсионным органом из подсчета педагогического стажа исключен, в том числе, период работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. организатором по работе с детьми в Третьяковской средней школе, поскольку должность не предусмотрена списками.
Обращаясь с иском в суд, Третьякова Л.В. ссылалась на то, что решение пенсионного органа является незаконным, поскольку ее должностные обязанности соответствовали должностным обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Данная должность предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. На дату обращения в пенсионный орган ее педагогический стаж, с учетом периода работы с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. организатором по работе с детьми в Третьяковской средней школе, составил 26 лет 8 месяцев 8 дней. Поскольку она выработала требуемый стаж педагогической деятельности с учетом спорного периода работы 24 марта 2020 г. (25 лет), то право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у нее возникло 24 сентября 2021 г. (26 лет 6 месяцев).
Третьякова Л.В. просила суд признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 9 марта 2022 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в качестве организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе и в части отказа назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в качестве организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения права на нее.
Решением Тисульского районного суда Кемеровской области от 20 сентября 2022 г. исковые требования Третьяковой Л.В. удовлетворены. Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 9 марта 2022 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Третьяковой Л.В. период работы с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в должности организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе и в части отказа назначить Третьяковой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости. Признано право Третьяковой Л.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в качестве организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения права на указанную пенсию.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 декабря 2022 г. решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 20 сентября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Третьяковой Л.В. отказано.
В кассационной жалобе Третьяковой Л.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 декабря 2022 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Третьякова Л.В, представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 2 декабря 2021 г. Третьякова Л.В. обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 9 марта 2022 г. N Третьяковой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по мотиву того, что у Третьяковой Л.В. отсутствует право на установление досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку на дату обращения с заявлением в пенсионный орган - 2 декабря 2021 г. ее специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью составлял 25 лет 7 месяцев 23 дня.
При этом пенсионным органом в стаж педагогической деятельности не включен период работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. организатором по работе с детьми в Третьяковской средней школе, поскольку должность не предусмотрена списками.
Из копии трудовой книжки следует, что Третьякова Л.В. 25 августа 1993 г. принята организатором работы с детьми в Третьяковскую среднюю школу, 31 августа 1994 г. переведена на должность учителя начальных классов и на 0, 5 ставки заместителя директора по воспитательной работе.
Записи в трудовой книжке Третьякова Л.В. подтверждаются копиями приказов от 25 августа 1993 г. N, от 31 августа 1994 г. N, имеющихся в материалах дела.
Согласно ответу Управления образования администрации Тисульского муниципального округа от 23 августа 2022 г. должностные инструкции работников МОУ "Третьяковская СОШ" в архив Тисульского управления образования не передавались.
По ходатайству Третьяковой Л.В. судом первой инстанции к материалам дела приобщена должностная инструкция N педагога-организатора, согласованная с председателем профкома 26 декабря 2019 г, утвержденная директором МАОУ "Тисульская средняя общеобразовательная школа N 1" 26 декабря 2019 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав должностную инструкцию N педагога-организатора МАОУ "Тисульская средняя общеобразовательная школа N 1", приняв во внимание показания свидетелей, пришел к выводу, что выполняемая Третьяковой Л.В. работа в Третьяковской средней школе в должности организатора по работе с детьми в период с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. тождественна выполняемым работам в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, в связи с чем, возложил на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в качестве организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе.
Возлагая на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность назначить Третьяковой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости стаж педагогической деятельности Третьяковой Л.В. с учетом включенного периода работы с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. (1 год 15 дней) в должности организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе составлял 26 лет 8 месяцев 8 дней, 25 лет требуемого педагогического стажа Третьяковой Л.В. выработано 24 марта 2020 г, с учетом ч. 3 ст. 10 Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (в редакции, действовавшей на дату обращения), право на досрочную страховую пенсию по старости у Третьяковой Л.В. возникло 24 сентября 2021 г.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Третьяковой Л.В, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в качестве организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе не может быть включен в льготный стаж, поскольку Списком N 463, Списком N 781 не предусмотрена должность организатора по работе с детьми.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выводы суда первой инстанции о тождественности трудовых функций основаны на анализе должностной инструкции по должности "педагог-организатор", которая не имеет отношение к должности, занимаемой Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г.; доказательств свидетельствующих о фактическом осуществлении Третьяковой Л.В. обязанностей по должности "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми", о неверном, ошибочном внесении записи работодателем в трудовую книжку Третьяковой Л.В. наименования должности, не представлено; должность Третьяковой Л.В, указанная в трудовой книжке, соответствует наименованию должности, указанной в приказах работодателя за спорный период времени.
Установив, что Третьякова Л.В. высшее образование получила в 2002 году, до назначения на должность организатора по работе с детьми трудового стажа не имела, опыт работы с детьми у нее отсутствовал, суд апелляционной инстанции, сославшись на письмо Министерства Просвещения СССР от 19 июня 1967 г. N 52-М, пришел к выводу, что Третьякова Л.В. не подпадала под критерии должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, поскольку на указанную должность назначались лица, имеющие законченное высшее образование и опыт работы с детьми.
Руководствуясь п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку оснований для включения в педагогический стаж Третьяковой Л.В. спорного периода работы не имелось, специальный стаж Третьяковой Л.В. на 2 декабря 2021 г. составлял менее 25 лет 7 месяцев 23 дней, то оснований для назначения Третьяковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости со 2 декабря 2021 г. не имелось, данная пенсия, в соответствии с Приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", может быть назначена Третьяковой Л.В. не ранее 2 декабря 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. организатором по работе с детьми в Третьяковской средней школе. Выводы суда апелляционной инстанции в данной части соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463).
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Поскольку спорный период работы Третьяковой Л.В. имел место с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г, то применению подлежит Список от 6 сентября 1991 г. N 463.
Списком от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, работающие в школах всех наименований. Должность организатора по работе с детьми в указанном списке не поименована.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции о том, что период работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. в качестве организатора по работе с детьми в Третьяковской средней школе не может быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку должность организатора по работе с детьми не предусмотрена Списком от 6 сентября 1991 г. N 463 являются правильными.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у суда первой инстанции оснований для установления тождества выполняемой работы Третьяковой Л.В. с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г. организатором по работе с детьми с работой по должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждается.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе о том, что неправильное наименование работодателем должности Третьяковой Л.В. не может являться основанием для ограничения ее права на пенсионное обеспечение, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку доказательств, свидетельствующих о неверном внесении работодателем записи наименования должности в трудовую книжку, не представлено. Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, должность, указанная в трудовой книжке Третьяковой Л.В, соответствует наименованию должности, указанной в приказах работодателя за спорный период.
Вместе с тем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части отказа Третьяковой Л.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из обжалуемого апелляционного определения, отказывая в удовлетворении исковых требований Третьяковой Л.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что поскольку оснований для включения в педагогический стаж Третьяковой Л.В. спорного периода работы (с 16 августа 1993 г. по 30 августа 1994 г.) не имелось, специальный стаж Третьяковой Л.В. на 2 декабря 2021 г. составлял менее 25 лет 7 месяцев 23 дней, то оснований для назначения Третьяковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости со 2 декабря 2021 г. не имелось, данная пенсия, в соответствии с Приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", может быть назначена Третьяковой Л.В. не ранее 2 декабря 2024 г.
Между тем, суждение суда апелляционной инстанции о том, что специальный стаж Третьяковой Л.В. на 2 декабря 2021 г. составлял менее 25 лет 7 месяцев 23 дней, то оснований для назначения Третьяковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости со 2 декабря 2021 г. не имелось, не соответствует п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", из которого следует, что страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть назначена Третьяковой Л.В. не ранее 2 декабря 2024 г. не соответствует обстоятельствам дела и сделан с нарушением норм пенсионного законодательства.
Из решения ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 9 марта 2022 г. N следует, что Третьяковой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по мотиву того, что у Третьяковой Л.В. отсутствует право на установление досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку на дату обращения с заявлением в пенсионный орган - 2 декабря 2021 г. ее специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью составлял 25 лет 7 месяцев 23 дня.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствий с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста.
В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2021 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, для правильного разрешения вопроса о дате, с которой Третьяковой Л.В. может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости, суду апелляционной инстанции следовало определить дату, на которую Третьяковой Л.В. выработана требуемая продолжительность педагогического стажа (25 лет), и с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Приложения N 7 к данному закону, установить с какой даты у Третьяковой Л.В. возникнет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Апелляционное определение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда ст. 195 ГПК РФ, то есть должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п. 5 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ).
Между тем, обжалуемое апелляционное определение данным требованиям гражданского процессуального законодательства в части отказа Третьяковой Л.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости не отвечает.
Ввиду изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части отказа Третьяковой Л.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в указанной части в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в указанной части суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 декабря 2022 г. в части отказа Третьяковой Любови Викторовне в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Третьяковой Любови Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.