Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2648/2022 (УИД 38RS0032-01-2022-002606-13) по иску Алсаханова Гаврилы Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе представителя Алсаханова Гаврилы Николаевича - Кустова Олега Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алсаханов Гаврила Николаевич (далее по тексту - Алсаханов Г.Н.) обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОПФР по Иркутской области) о признании незаконным решения от 25 марта 2022 г. N об отказе в установлении пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы в части пожарной охраны Осинского района с 1 января 2002 г. по 25 декабря 2005 г. в должности командира отделения, с 26 декабря 2005 г. по 19 марта 2006 г. в должности водителя, с 20 марта 2006 г. по 26 апреля 2007 г. в должности командира отделения, с 27 апреля 2007 г. по 31 июля 2007 г. в должности пожарного, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения, с 22 марта 2022 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Иркутской области).
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2022 г. исковые требования Алсаханова Г.Н. удовлетворены. Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 25 марта 2022 г. N об отказе Алсаханову Г.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Алсаханова Г.Н, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в части пожарной охраны Осинского района с 1 января 2002 г. по 25 декабря 2005 г. в должности командира отделения, с 26 декабря 2005 г. по 19 марта 2006 г. в должности водителя, с 20 марта 2006 г. по 26 апреля 2007 г. в должности командира отделения, с 27 апреля 2007 г. по 31 июля 2007 г. в должности пожарного. Признано право Алсаханова Г.Н. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность назначить Алсаханову Г.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 марта 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 декабря 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2022 г. отменено в части признания незаконным решения пенсионного органа от 25 марта 2022 г. N в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Алсаханова Г.Н. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения на ответчика обязанности зачесть указанный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признания права на досрочное назначение страховой пенсии, досрочного назначения страховой пенсии по старости. В удовлетворении исковых требований Алсаханова Г.Н. к ОПФР по Иркутской области о признании незаконным решения пенсионного органа от 25 марта 2022 г. N в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Алсаханова Г.Н. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения на ответчика обязанности зачесть указанный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признания права на досрочное назначение страховой пенсии, досрочного назначения страховой пенсии по старости отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Представитель Алсаханова Г.Н.- Кустов Олег Александрович обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой указал, что суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на выписку из лицевого счета застрахованного лица от 1 июля 2022 г. для частичной отмены решения суда первой инстанции; пенсионный орган самостоятельно, без законных на то оснований, исключил период работы с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г. из специального стажа истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; поскольку до 1 января 2005 г. отсутствовало понятие противопожарная служба субъектов Российской Федерации, как и отсутствовала сама пожарная служба субъектов Российской Федерации, истец работал в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти; Алсаханов Г.Н. имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; суд апелляционной инстанции в своем определении не указал уважительных причин невозможности представления новых доказательств в суд первой инстанции, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 декабря 2022 г. отменить.
ГУ МЧС России по Иркутской области, в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 декабря 2022 г, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Алсаханов Г.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 31 мая 1999 г.
22 марта 2022 г. Алсаханов Г.Н. обратился в ОПФР по Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Иркутской области от 25 марта 2022 г. N Алсаханову Г.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению пенсионного органа, стаж Алсаханова Т.Н. на соответствующих видах работ составил 19 лет 4 месяца 28 дней при требуемом стаже 25 лет. В специальный стаж включены периоды работы: с 22 декабря 1996 г. по 31 декабря 2001 г. в Осинской пожарной части ОГПС УВД У- ОБАО, с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в пожарной части ГПС N Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Осинскому району, с 1 января 2009 г. по 20 октября 2013 г. в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", со 2 ноября 2013 г. по 30 июня 2019 г. в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. в ГУ МЧС России по Иркутской области.
Все остальные периоды работы не зачтены в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Алсаханов Г.Н, не согласившись с решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г..N 437, статьями 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г..N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе: трудовую книжку истца, из которой следует, что истец 22 декабря 1996 г..принят в часть пожарной охраны Осинского района на должность пожарного, 1 октября 1997 г..назначен командиром отделения, 26 декабря 2005 г..назначен на должность шофера, 20 марта 2006 г..назначен командиром отделения, 27 апреля 2007 г..назначен на должность пожарного, 9 августа 2007 г..уволен переводом на работу к другому работодателю по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 10 августа 2007 г..принят пожарным пожарной части Государственной противопожарной службы N Министерства по ГО, ЧС
и ликвидации последствий стихийных бедствий по Осинскому району, 31 декабря 2008 г..уволен переводом с его согласия на работу к другому работодателю по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 1 января 2009 г..принят в Пожарную часть N (по охране "адрес") на должность командира отделения, 30 июня 2019 г..уволен с его согласия переводом на работу к другому работодателю по пункту 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 1 июля 2019 г..принят в N пожарно-спасательную часть (по охране "адрес") 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы ("адрес") на должность командира отделения; справку, подтверждающую условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости от 18 июля 2022 г..N, выданную ГУ МЧС России по Иркутской области, в которой указано, что Алсаханов Г.Н. работал с 22 декабря 1996 г..в части пожарной охраны Осинского района в качестве пожарного, 1 октября 1997 г..назначен командиром отделения, 26 декабря 2005 г..назначен на должность шофера, 20 марта 2006 г..назначен на должность командира отделения, 27 апреля 2007 г..назначен на должность пожарного, 9 августа 2007 г..уволен переводом с его согласия на работу к другому работодателю по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 10 августа 2007 г..принят пожарным пожарной части Государственной противопожарной службы N Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Осинскому району, 31 декабря 2008 г..уволен переводом с согласия работника на работу к другому работодателю по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; справку ГУ МЧС России по Иркутской области от 16 августа 2022 г..N "О преобразованиях N пожарно-спасательной части (по охране "адрес") 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной пожарной службы Главного управления"; выписку из ИЛС от 1 июля 2022 г, согласно которой
спорные периоды работы истца поданы работодателем без указания кода льготы, пришел к выводу, что Алсаханов Г.Н. в спорные периоды с 1 января 2002 г..по 25 декабря 2005 г, с 26 декабря 2005 г..по 19 марта 2006 г, с 20 марта 2006 г..по 26 апреля 2007 г, с 27 апреля 2007 г..по 31 июля 2007 г..работал в Осинской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО, выполняющей функции территориального органа управления Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти в должностях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г..N 437, и наличии оснований для зачета данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив, что с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом, и периодов, зачтенных судом, общий стаж истца на соответствующих видах работ составил более 25 лет на дату обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у пенсионного органа оснований для отказа Алсаханову Г.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда об удовлетворении требований о признании незаконным решения пенсионного органа от 25 марта 2022 г. N в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Алсаханова Г.Н. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения на ответчика обязанности зачесть указанный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения пенсионного органа от 25 марта 2022 г. N в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Алсаханова Г.Н. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения на ответчика обязанности зачесть указанный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, досрочного назначения страховой пенсии по старости, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Установив согласно уставу Окружного Государственного учреждения "Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", утвержденному приказом начальника Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 21 марта 2005 г, что учредителем государственного учреждения является Центр по делам ГО ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период работы истца с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г. не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку не относится к периодам работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Доводы истца о том, что при смене наименования и реорганизации пожарной части его должностные обязанности не изменялись, работодатель поддерживает его позицию, судом апелляционной инстанции отклонены как не опровергающие выводы суда апелляционной инстанции о работе истца в спорный период в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Установив, что без учета данного периода работы (с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г.), стаж истца на соответствующих видах работ на дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости составляет менее 25 лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии.
Решение суда в части включения в специальный стаж периода работы до 21 марта 2005 г. судом апелляционной инстанции признано законным и обоснованным, поскольку исходя из анализа законодательства, регулирующего спорные отношения, представленных в материалы дела доказательств, в данный период истец работал в Осинской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, выполняющей функции территориального органа управления Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Указанным Списком предусмотрены должности водитель (шофер) автомобиля (пожарного), пожарный (боец, респираторщик), начальник отряда и его заместители
Положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в период работы с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г. Алсаханов Г.Н. работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - в части пожарной охраны Осинского района, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Алсаханова Г.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм материального права, в том числе со ссылкой на судебную практику с другими фактическими обстоятельствами, не свидетельствует о неправильном применении таких норм судом апелляционной инстанции с учетом установленных по данному делу обстоятельств.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Алсаханова Гаврилы Николаевича - Кустова Олега Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.