Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1059/2022; УИД: 70RS0001-01-2022-001339-98 по иску Григорьевой Елены Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Григорьевой Елены Александровны - Козьминых А.Ю. на решение Кировского районного суд г. Томска от 11 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 11 октября 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьева Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, в котором просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013г. следующие периоды работы, исчисленные в льготном порядке, как один год за один год шесть месяцев: с 8 февраля 2010г. по 27 февраля 2010г, с 7 июня 2010г. по 26 июня 2010г, с 7 февраля 2011г. по 26 февраля 2011г, с 16 мая 2011г. по 4 июня 2011г, с 10 января 2012г. по 3 февраля 2012г, с 28 мая 2012г. по 22 июня 2012г, с 29 октября 2012г. по 22 ноября 2012г, с 11 марта 2013г. по 4 апреля 2013г, с 2 декабря 2013г. по 26 декабря 2013г, с 12 мая 2014г. по 5 июня 2014г, с 3 декабря 2014г. по 27 декабря 2014г, с 1 апреля 2015г. по 30 июня 2015г. - учебные отпуска в период работы в должности медсестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации факультетских клиник Клиник СибГМУ; с 13 марта 2000г. по 31 декабря 2001г. - в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник Клиник СибГМУ; назначить Григорьевой Е.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 3 ноября 2020г.; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы за оплату услуг представителя в размере 40000 руб.
Требования мотивированы тем, что истец работает в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации Клиник ГОУВПО "Сибирский государственный медицинский университет". 3 ноября 2020 г. она подала заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области. Указанное заявление получено, однако рассмотрено не было, решение по нему не принято. 18 июня 2021 г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по стрости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N от 16 июля 2021 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, засчитано в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения - 30 лет 3 месяца 10 дней.
Согласно штатному расписанию Клиники СибГМУ за 2000 год предусматривалось отделение анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник на 9 коек. Согласно штатному расписанию Клиники СибГМУ за 2001 год в Клиниках предусматривалось отделение анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии факультетских клиник. Должность медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации с 1999 года предусмотрена должностными обязанностями работников Клиник СибГМУ. Согласно приказу по Клиникам СибГМУ от 17 июня 2002г. N отделение анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии переименовано в отделение анестезиологии и реанимации факультетских клиник с 1 января 2002 г.
Таким образом, работа истца в спорный период в одном и том же структурном подразделении клиник медицинского учреждения предусматривала льготное исчисление для назначения пенсии за выслугу лет, как один год работы за один год и шесть месяцев. Периоды нахождения истца в дополнительных отпусках (учебных), предоставленных в 2010-2015 годах для учебы с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы, подлежат включению в трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном порядке, поскольку в указанные периоды истец работала в структурном подразделении и в должности, дающей право на исчисление трудового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости как один год за один год шесть месяцев. Истец имеет право на назначение пенсии с 4 мая 2020 г. Поскольку Григорьева Е.А. подала заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости 3 ноября 2020 г, то с этой даты ей должна быть назначена указанная пенсия.
Решением Кировского районного суд г. Томска от 11 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 11 октября 2022 г, исковые требования удовлетворены частично: на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области возложена обязанность включить Григорьевой Е.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 13 марта 2000г. по 31 декабря 2001г. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник Сибирского медицинского университета (в настоящий момент ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России), в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев); с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу Григорьевой Е.А. взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 7000 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу Григорьевой Е.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе представитель Григорьевой Елены Александровны - Козьминых А.Ю. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России судебные извещения заблаговременно получены лицами, участвующими в деле), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 18 июня 2021г. Григорьева Е.А. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области от 16 июля 2021г. N Григорьевой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием 30 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.
Истец просила засчитать период работы с 13 марта 2000г. по 31 декабря 2001г. - в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник Клиник СибГМУ в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
В трудовой книжке N, заполненной 1 сентября 1996г. на имя Григорьевой Е.А, внесены следующие записи о работе в клиниках Сибирского медицинского университета (впоследствии ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет"): с 13 марта 2000г. принята медсестрой 8 разряда в отделение анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник, с 1 июня 2002г. отделение анестезиологии и реанимации и ПИТ переименовано в отделение анестезиологии и реанимации факультетских клиник (приказ от 17 июня 2002г. N), с 1 октября 2002г. переведена на должность медсестры-анестезистки 8 разряда отделения анестезиологии и реанимации факультетских клиник, с 1 апреля 2013г. переведена на должность медицинской сестры-анестезиста клиник отделения анестезиологии-реанимации факультетских клиник, работает по настоящее время.
В штатных расписаниях клиник Сибирского медицинского университета за 2000, 2001 годы предусмотрено отделение анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник, имеющего в своем составе медсестру - анестезистку.
При этом из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что работа истца в спорные периоды в поименованной должности проходила в одном и том же структурном подразделении клиник СибГМУ, ее должностные обязанности при переименовании отделения не менялись.
Согласно приказу N от 17 июня 2002г. отделение анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии факультетских клиник переименовано в отделение анестезиологии и реанимации факультетских клиник с 4 января 2002г.
Разрешая спор, суд исходил из того, что цели и задачи, функции факультетских клиник, трудовые и служебные обязанности истца были направлены на оказание лечебной, медицинской и иной помощи населению, истец выполняла обязанности аналогичные обязанностям, предусмотренным для медицинской сестры-анестезиста отделений анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, и пришел к выводу о зачете в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы истца с 13 марта 2000г. по 31 декабря 2001г. в должности медсестры отделения анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник СибГМУ.
Выводы суда в данной части апеллянтом не оспаривались, в связи с чем в соответствии с пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлись.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда в части отказа в удовлетворении требования истца о включении в льготный стаж учебных отпусков в период работы в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации факультетских клиник Клиник СибГМУ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об их отклонении, согласившись с выводами суда первой инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на исследованных судами обстоятельствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, изложены в обжалуемых судебных актах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного Постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021г. N 322 постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" дополнено пунктом 3 (1), в соответствии с которым при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В указанном нормативном акте идет речь о профессиональном обучении, в том числе медицинских работников, которое им необходимо для выполнения (продолжения) трудовой функции, осуществляемое по направлению и за счет работодателя (повышение квалификации).
Установив, что обучение Григорьевой Е.Н. в ФГАОУ "Томский политехнический университет" по специальности "электроснабжение", с последующим присвоением квалификации "инженер" не являлось необходимым для выполнения (продолжения) ей своей трудовой функции в спорный период в должности медсестры - анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации факультетских клиник СибГМУ, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований в части включения в льготный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ учебных отпусков в период с 8 февраля 2010г. по 27 февраля 2010г, с 7 июня 2010г. по 26 июня 2010г, с 7 февраля 2011г. по 26 февраля 2011г, с 16 мая 2011г. по 4 июня 2011г, с 10 января 2012г. по 3 февраля 2012г, с 28 мая 2012г. по 22 июня 2012г, с 29 октября 2012г. по 22 ноября 2012г, с 11 марта 2013г. по 4 апреля 2013г, с 2 декабря 2013г. по 26 декабря 2013г, с 12 мая 2014г. по 5 июня 2014г, с 3 декабря 2014г. по 27 декабря 2014г, с 1 апреля 2015г. по 30 июня 2015г.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении и апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суд г. Томска от 11 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 11 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Григорьевой Елены Александровны - Козьминых А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.