Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3596/2021 (УИД: 38RS0003-01-2021-001277-89) по иску Исакова Александра Сергеевича к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Братску", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты как ветерану боевых действий, возложении обязанности предоставить социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исаков Александр Сергеевич (далее по тексту - Исаков А.С, истец) обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Братску" (далее по тексту - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Братску", ответчик), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее также - ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты как ветерану боевых действий, возложении обязанности предоставить социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что состоит в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещение за счет федерального бюджета. Встал на учет нуждающихся, как ветеран боевых действий в 2004 году, то есть до 1 января 2005 г.
10 марта 2020 г. по почте им было получено уведомление об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году. Данный отказ является незаконным и необоснованным. Он, как ветеран боевых действий, подавший письменное заявление на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 г, имеет право на обеспечение жильем, путем предоставления ему из федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Указание ответчика на возникновение у него права на улучшение жилищных условий после 1 января 2005 г. не обосновано. В связи со сложившейся ситуацией считает возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
Исаков А.С. просил суд признать незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году как ветерану боевых действий, возложить на ответчика обязанность предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, как ветерану боевых действий, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2021 г. исковые требования Исакова А.С. удовлетворены частично, судом признано незаконным решение ОГКУ "Управления социальной защиты населения по городу Братску" об отказе Исакову А.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, как ветерану боевых действий, на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность произвести Исакову А.С. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности.
В удовлетворении исковых требований Исакова А.С. в части возложения обязанности предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, взыскании компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2022 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Иркутский областной суд.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г. осуществлен переход к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2021 г. отменено. Принято новое решение, которым исковые требования Исакова А.С. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение областного государственного казенного учреждения "Управления социальной защиты населения по городу Братску" об отказе Исакову А.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, как ветерану боевых действий.
На министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность произвести Исакову А.С. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности.
В удовлетворении исковых требований Исакова А.С. в части возложения обязанности предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, выплате 15 000 рублей в качестве компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г. в части удовлетворения исковых требований и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно пункту 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2003 года N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" удостоверение ветерана боевых действий является документом, подтверждающим право на предоставление его владельцу мер социальной поддержки. Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г. следует, что истец поставлен на жилищный учет в качестве ветерана боевых действий в 2004 году, в то время как удостоверение им получено лишь 4 июля 2007 г.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г..N5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов их семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года и Правительством Российской Федерации. Таким образом, статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 г..N5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовую возможность получать меры социальной поддержки непосредственно с момента предъявления именно удостоверения ветерана боевых действий. Иных документов, заменяющих удостоверение, Федеральный закон от 12 января 1995 года N5 - ФЗ "О ветеранах" не предусматривает. Выдача удостоверения ветерана боевых действий является юридическим фактом, с момента которого возникают соответствующие правоотношения по получению лицом мер социальной поддержки. Полагает, что единственным документом, подтверждающим факт отнесения лица к категории "ветеран боевых действий", имеющего право на получение жилого помещения за счет федерального бюджета, является удостоверение ветерана боевых действий.
Полагает, что поскольку статус ветерана боевых действий подтверждается именно с момента получения соответствующего удостоверения, в отсутствие такого удостоверения у Исакова А.С. не могло возникнуть право на льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, равно как и не могло возникнуть право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона от 12 января 1995 г..N5-ФЗ "О ветеранах". В связи с изложенным, полагает незаконной постановку Исакова А.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления и полагает, что нельзя признать за ним право на реализацию мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" с 2004 года, поскольку до 4 июля 2007 года у Исакова А. С. право на реализацию меры государственной поддержки не возникло. С учетом изложенного, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г..
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представлены письменные возражения, в которых Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит оставить обжалуемое апелляционное определение без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Исаков А.С, представители ответчиков Областного государственного казенного учреждения "Управления социальной защиты населения по городу Братску", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10 июня 2004 г. Исаков А.С. на основании заявления от 27 мая 2004 г, решением Администрации муниципального образования г. Братска N, поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в списки на предоставление жилых помещений, как участник боевых действий.
Как следует из списка очередников на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны и инвалидов по состоянию на 1 апреля 2006 г. для постановки на учет истцом представлено удостоверение N от 12 февраля 2004 г. Братского ГВК. Согласно очередности по Иркутской области отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года на 2021 год Исаков А.С. занимает 38 место в очереди.
Согласно удостоверению N, выданному 4 июля 2007 г, Исаков А.С. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В военном билете N на имя Исакова А.С. отражены сведения о выполнении Исаковым А.С. служебно-боевых задач в составе "данные изъяты" в период с 18 февраля 2001 года по 23 декабря 2002 года и с 19 февраля 2003 года по 26 апреля 2006 года.
17 декабря 2019 г. Исаков А.С. обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году.
Решением Областного государственного казенного учреждения "УСЗН по г. Братску" от 5 марта 2020 г. Исакову А.С. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с указанием об установлении обстоятельства выдачи удостоверения о праве на льготы в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" первично 4 апреля 2007 года, что свидетельствует о неправомерном включении истца в список отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, так как на указанную дату у него отсутствовали документы установленного образца (свидетельство или удостоверение о праве на льготы), подтверждающие наличие у него статуса ветерана боевых действий; в связи с тем, что право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, в том числе, по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" у Исакова А.С. возникло после 1 января 2005 года, улучшить его жилищные условия за счет средств Федерального бюджета не представляется возможным.
Разрешая спор, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, частично удовлетворила заявленные требования, признала незаконным решение Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Братску" об отказе Исакову А.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, как ветерану боевых действий.
На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области судом возложена обязанность произвести Исакову А.С. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности.
В удовлетворении исковых требований Исакова А.С. в части возложения обязанности предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, выплате 15000 рублей в качестве компенсации морального вреда отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда, изложенные в апелляционном определении от 21 ноября 2022 г. обоснованными.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе, ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В разделе III Перечня Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, выполнение задач в ходе контр террористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, признаются ветеранами боевых действий.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21 марта 2008 года N 41/16а - ЗС установлено, что форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется, в том числе, для отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (пункт 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области").
В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 4 апреля 2008 года N6-оз) мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется отдельным категориям граждан, указанным в статье 2 настоящего закона в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее - социальная выплата).
В силу части 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.
Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области утверждено Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 года N 335-мпр.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий).
Пунктом 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах" является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 года N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Указанная Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, как указано в 1 пункте, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух условий: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", поскольку Исаков А.С. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий до 1 января 2005 года в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии соответствующих документов, подтверждающих его участие в вооруженных конфликтах.
Доводы жалобы о том, что поскольку удостоверение ветерана боевых действий выдано Исакову А.С. впервые 4 апреля 2007 года, следовательно, он был неправомерно включен в список отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и как следствие не имеет права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", судебная коллегия полагает необоснованными в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 декабря 2018 года N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании Перечня, определенного Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ " О ветеранах". При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Исаков А. С. данным критериям соответствует, что впоследствии подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Условие о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года Исаковым А.С. соблюдено.
Мера социальной поддержки в виде обеспечения Исакова А.С, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года, гарантируется Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом.
При установленных обстоятельствах обращения Исакова А.С. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий, до 1 января 2005 года, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период находились на стадии оформления, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, подтверждающих выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии у Исакова А.С. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", а решение об отказе Исакову А.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 году, как ветерану боевых действий, является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008года N6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.
В силу абзаца второго подпункта "а" пункта 12 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденного Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 года N 335-мпр (далее также - Положение) Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании списков граждан, сформированных учреждениями ежегодно, до 1 апреля утверждает списки на предоставление социальных выплат гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ, статьями 14, 16, 21 Федерального закона N 5-ФЗ и вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Абзацем 6 пункта 12 вышеназванного Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденного Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 года N 335-мпр установлено, что списки, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, формируются министерством в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в органах местного самоуправления с одновременным выделением в отдельные списки граждан с учетом очередности граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года. Граждане, принятые на учет в один и тот же день, указываются в списках в алфавитном порядке.
Согласно пункту 2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденного Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 года N 335-мпр, право гражданина на предоставление социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению
В силу подпункта "б" пункта 12 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 года N 335-мпр, Министерство определяет размер предоставляемых социальных выплат в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Положения, оформляет свидетельства и обеспечивает передачу их учреждениям для последующей выдачи их гражданам в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденного Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 года N 335-мпр решение о включении гражданина в списки граждан либо об отказе во включении в списки граждан принимается учреждением.
Таким образом, предоставление Исакову А.С. социальной выплаты должно производиться в соответствии с действующим законодательством, то есть в порядке очередности, исходя из времени принятия его на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат, а также сроков формирования и утверждения таких списков ежегодно до 1 апреля.
С учетом изложенного, суд апелляционной пришел к правильному выводу, что требования истца в указанной части подлежат удовлетворению частично с возложением на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности произвести Исакову А.С. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения не в 2020 году, а в порядке очередности.
Необоснованный отказ Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты по г. Братску" в предоставлении социальной выплаты истцу на приобретение или строительство жилого помещения привел к нарушению имущественных прав истца, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказал истцу во взыскании компенсации морального вреда. В указанной части судебное постановление не оспаривается лицами, участвующими в деле, в связи с чем, предметом проверки в порядке кассационного производства не является.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.