Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-192/2022 (УИД 38RS0027-01-2022-000112-97) по иску Семеновой Натальи Мадалиевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании права на назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенова Наталья Мадалиевна (далее по тексту - Семенова Н.М, истец) обратилась в Чунский районный суд Иркутской области с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОПФР по Иркутской области, пенсионный орган, ответчик) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 ноября 2021 г. с учетом периодов работы в Чунской центральной районной больнице с 3 июля 1995 г. по 5 апреля 2006 г. в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
Определением Чунского районного суда Иркутской области от 1 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное учреждение здравоохранения "Чунская районная больница" (далее по тексту - ОГБУЗ "Чунская районная больница").
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 26 июля 2022 г. исковые требования Семеновой Н.М. удовлетворены частично. Семеновой Н.М. зачтен в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в ОГБУЗ "Чунская районная больница" в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории с 1 января 1999 г. по 5 апреля 2006 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г. решение Чунского районного суда Иркутской области от 26 июля 2022 г. отменено. По делу принято новое решение. На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы Семеновой Н.М. в ОГБУЗ "Чунская районная больница" в должности лаборанта с 3 июля 1995 г. по 4 января 1998 г, с 7 января 1998 г. по 3 января 1999 г, с 8 января 1999 г. по 28 января 2000 г, с 1 декабря 2000 г. по 5 апреля 2006 г, с исчислением периодов работы Семеновой Н.М. до 1 ноября 1999 г. в льготном порядке как один год работы за 1 год и 3 месяца. Признано право Семеновой Н.М. на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на ОПФР по Иркутской области возложена обязанность назначить Семеновой Н.М. досрочную страховую пенсию по старости с 12 ноября 2021 г. В удовлетворении исковых требований Семеновой Н.М. об обязании ОПФР по Иркутской области включить в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов с 5 по 6 января 1998 г, с 4 по 7 января 1999 г, с 29 января 2000 г. по 30 ноября 2000 г. отказано.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что судом апелляционной инстанции не правильно истолкованы и применены нормы материального права; должность, которую занимала истец не предусмотрена Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464; согласно справке уточняющей особый характер труда от 29 июля 2020 г..N 345, выданной ОГБУЗ "Чунская районная больница", Семенова Н.М. с 1 декабря 1996 г..и по настоящее время работает лаборантом клинико-диагностической лаборатории, что противоречит записям в трудовой книжке, запись от 1 декабря 1996 г..N содержит сведения о том, что Семенова Н.М. переведена клиническим лаборантом клинико-диагностической лаборатории (основание приказ от 20 ноября 1996 г..N-л), далее запись N - содержит сведения что истец переведена лаборантом клинико-диагностической лаборатории, причем данная запись внесена в трудовую книжку согласно приказа от 14 января 2005 г..N-п, при этом приказ об изменении записи N-п издан несвоевременно, запись в трудовой книжке занесена задним числом (14 января 2005 г..), с ссылкой на "Номенклатуру должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения" от 24 апреля 2003 г..N; Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, не предусмотрена должность клинический лаборант, а предусмотрена должность - лаборант; стаж Семеновой Н.М. по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 14 лет 8 месяцев 26 дней при требуемом 25 лет, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г..отменить. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обратилось с ходатайством о замене Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области с 1 января 2023 г. является правопреемником Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Семенова Н.М. 12 ноября 2021 г. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в ОПФР по Иркутской области.
Решением ОПФР по Иркутской области от 13 декабря 2021 г. N Семеновой Н.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (учтен стаж работы в ОГБУЗ "Чунская районная больница" с 6 апреля 2006 г. по 31 декабря 2020 г. в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории в размере 14 лет 8 месяцев 6 дней при требуемом не менее 25 лет).
Семенова Н.М, не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовую книжку Семеновой (до заключения брака Сангалиевой) Н.М, в которой указано, что 18 апреля 1995 г..она принята в "данные изъяты"-лабораторию санитаркой, 26 мая 1995 г..переведена в клиническую лабораторию клиническим лаборантом, 3 июля 1995 г..переведена медсестрой лаборантом для оказания экстренной помощи, 1 декабря 1996 г..переведена клиническим лаборантом клинико-диагностической лаборатории; приказ N/л по Чунской ЦРБ от 24 апреля 1995 г..о приеме Сангалиевой Н.М. с 18 апреля 1995 г..на работу санитаркой "данные изъяты" - лаборатории; приказ N/л по Чунской ЦРБ от 2 июня 1995 г..о переводе Сангалиевой Н.М. с 26 мая 1995 г..в клиническую лабораторию для прохождения стажировки (неоплачиваемой) в качестве клинического лаборанта; приказ N/л по Чунской ЦРБ от 17 июля 1995 г..о переводе Сангалиевой Н.М. с 3 июля 1995 г..м/сестрой лаборантом для оказания экстренной помощи; приказ Чунской ЦРБ N-л от 20 ноября 1996 г..о переводе Сангалиевой Н.М. клиническим лаборантом с 1 декабря 1996 г..; приказ МУЗ "Чунская муниципальная центральная районная больница" от 14 января 2005
г..N-п "О внесении изменений в трудовые книжки медицинских работников отделения скорой медицинской помощи, отделения анестезиологии-реанимации, клинико-диагностической лаборатории", которым внесены изменения записей в трудовые книжки фельдшерам выездной бригады отделения скорой помощи, медицинской сестре - анестезисту, фельдшерам-лаборантам, лаборантам клинико-диагностической лаборатории, процедурным медицинским сестрам; справку ОГБУЗ "Чунская районная больница" от 12 января 2022 г..N уточняющую особый характер и условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в которой указано, что Семенова Н.М. принята с 18 апреля 1995 г..санитаркой в "данные изъяты" лабораторию (приказ от 24 апреля 1995 г..N-л), с 3 июля 1995 г..медицинская сестра-лаборант (для оказания экстренной помощи) (приказ от 17 июля 1995 г..N/л), с 1 декабря 1996 г..лаборант клинико-диагностической лаборатории (приказ от 20 ноября 1996 г..N-л) и продолжает работать по настоящее время; информацию о переименовании лечебного учреждения, и, установив, что в период с 1 января 1999 г..по 5 апреля 2006 г..Семенова Н.М. работала в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ "Чунская районная больница", являющегося государственным учреждением здравоохранения, что предусматривает право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости, при этом переименование лечебного учреждения, внесение изменений в приказ в наименование должности, в которой осуществляла трудовую деятельность Семенова Н.М. не изменяло характер работы и ее функциональные обязанности, пришел к выводу о наличии оснований для включения указанного периода работы Семеновой Н.М. в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода с 3 июля 1995 г. по 31 декабря 1998 г. и назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд исходил из того, что данный период не подлежит учету для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку должность лаборанта в штатном расписании ОГБУЗ "Чунская районная больница" введена только с 1 января 1999 г. и ранее в штатных расписаниях с 1995 г. отсутствовала.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы Семеновой Н.М. с 3 июля 1995 г. по 31 декабря 1998 г, отказа в признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав, что они приняты при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 35 должность лаборанта относится к среднему медицинскому персоналу, в период работы истца с 3 июля 1995 г. по 31 октября 1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, согласно которому работа в должности среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, входит в Список работы, которая дает право на пенсию за выслугу лет, и указанным Списком предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за один год и 3 месяца.
В справке ОГБУЗ "Чунская районная больница" от 12 января 2022 г. N, уточняющей особый характер и условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, указано, что Семенова Н.М. с 3 июля 1995 г. занимала должность медицинской сестры-лаборанта и исполняла обязанности лаборанта, то есть работала в должности, которая относится к среднему медицинскому персоналу. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 22 ноября 2021 г. работодателем в пенсионный орган в отношении периодов работы истца с 3 июля 1995 г. поданы сведения с отражением ее работы, как подлежащей включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости с кодом ЗП81СМ (лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности).
Судом апелляционной инстанции отмечено, что отсутствие до 1 января 1999 г. в штатном расписании клинико-диагностической лаборатории, не должно умалять прав истца, выполнявшей работу, подлежащую учету для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Относительно периода работы Семеновой Н.М. с 1 января 1999 г. по 5 апреля 2006 г, суд апелляционной инстанции указал, что в данный период Семенова Н.М. работала в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ "Чунская районная больница", в должности и учреждении предусмотренных Списком N 1066 и Списком N 781, однако, возлагая на пенсионный орган обязанность по включению указанного периода работы в стаж. дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд не учел сведения, содержащиеся в справке ОГБУЗ "Чунская районная больница" от 12 января 2022 г. N о том, что в период с 5 по 6 января 1998 г, с 4 по 7 января 1999 г. Семенова Н.М. находилась в отпуске без сохранения заработной платы, а в период с 29 января 2000 г. по 30 ноября 2000 г. - в отпуске по уходу за ребенком, указанные периоды в силу статьи 11, пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 4 и абзаца 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости не подлежат, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска в части возложения обязанности на ответчика включить в стаж для досрочного назначения пенсии по старости периодов с 4 по 7 января 1999 г, с 29 января 2000 г. по 30 ноября 2000 г.
Отклоняя доводы ответчика о несоответствии занимаемой истцом должности для учета спорных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции указал, что приказом МУЗ "Чунская муниципальная центральная районная больница" от 14 января 2005 г. N 09-п, занимаемые работниками должности клинико-диагностической лаборатории уточнены и приведены в соответствие Спискам должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, занимаемая истцом должность определена как лаборант. Указанная должность предусмотрена соответствующими Списками, в связи с чем работа в должности лаборанта в ОГБУЗ "Чунская районная больница" подлежит учету для назначения досрочной страховой пенсии по старости. При этом период работы истца с 6 апреля 2006 г. в занимаемой ею должности учтен пенсионным органом как работа по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В письменных возражениях работодатель подтвердил, что в период с 3 июля 1995 г. по 5 апреля 2006 г. истец работала в должности, предусмотренной для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исключая периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с 5 по 6 января 1998 г, с 4 по 7 января 1999 г, периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 29 января 2000 г. по 30 ноября 2000 г, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежат включению периоды работы истца с 3 июля 1995 г. по 4 января 1998 г, с 7 января 1998 г. по 3 января 1999 г, с 8 января 1999 г. по 28 января 2000 г, с 1 декабря 2000 г. по 5 апреля 2006 г, при этом периоды с 3 июля 1995 г. до 1 ноября 1999 г. подлежат исчислению в льготном порядке как один год работы за 1 год и 3 месяца, что соответствует абзацу 2 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и разъяснениям, изложенным в абзаце 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30.
Приняв во внимание учтенный пенсионным органом стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также стаж, который подлежит включению ответчиком на основании судебного решения, суд апелляционной инстанции установил, что стаж в размере 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец выработала 11 апреля 2020 г, с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и приложения 7 к данному Федеральному закону, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца возникло с 11 октября 2021 г. Поскольку Семенова Н.М. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 12 ноября 2021 г, и на указанную дату выработала необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о праве Семеновой Н.М. на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, в связи с чем возложил на пенсионный орган обязанность назначить Семеновой Н.М. досрочную страховую пенсию по старости с 12 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что факт осуществления Семеновой Н.М. лечебной деятельности в учреждениях и должностях, поименованных соответствующими списками, в спорные периоды, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, характер работы не менялся, из содержания выписки из лицевого счета усматривается, что последующие периоды работы истца в той же должности и в том же учреждении, отражены с указанием соответствующего кода и включены пенсионным органом в подсчет специального стажа, выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы Семеновой Н.М. в ОГБУЗ "Чунская районная больница" в должности лаборанта с 3 июля 1995 г. по 4 января 1998 г, с 7 января 1998 г. по 3 января 1999 г, с 8 января 1999 г. по 28 января 2000 г, с 1 декабря 2000 г. по 5 апреля 2006 г, с исчислением периодов работы Семеновой Н.М. до 1 ноября 1999 г. в льготном порядке как один год работы за 1 год и 3 месяца, являются обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку выводы суда фактическим обстоятельствам дела не противоречат, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергали выводы суда, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 44, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.