Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Зайцевой Е.Н, Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0004-01-2022-000281-78 по иску Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения "Город Балей", Федеральному агентству по недропользованию о возложении обязанности по организации проведения инженерно-геологических изысканий Балейского карьера, организации постоянного мониторинга подземных вод и сформировавшейся депрессионной воронки
по кассационной жалобе администрации городского поселения "Город Балей" на решение Балейского городского суда Забайкальского краяот 18 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, пояснения прокурора Симоненко Е.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Балейского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным иском, в котором просит обязать администрацию городского поселения "Город Балей" организовать проведение специализированной организацией инженерно-геологических изысканий Балейского карьера, расположенного на южной окраине г. Балей Забайкальского края на правобережье р. Унда, в целях определения проведения комплекса защитных мероприятийпо предотвращению обрушения бортов Балейского карьера; обязать Федеральное агентство по недропользованию организовать постоянный мониторинг подземных вод под Балейским карьером, расположенномна южной окраине г. Балей Забайкальского края на правобережье р. Ундаи сформировавшейся депрессивной воронки Балейского карьера.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки исполнения жилищного, градостроительного законодательства, законодательства об экологической безопасности, о недрах, установлено следующее. Карьер Балейский (Балейское золоторудное месторождение) расположен на южной окраине города Балей на правобережье реки Унда, на противоположном берегу размещается карьер Тасеевский. Оба карьера были связаны между собой подземными горными выработками, из которыхв период эксплуатации осуществлялся шахтный водоотлив, способствующий осушению карьеров.
Специалистами ФГБУ "Гидроспецгеология" в июне 2021 года проведено обследование вышеуказанного карьера и установлено, что на бортах Балейского карьера развиваются оползни, осыпи и эрозионные процессы, наибольшее количество проявлений экзогенных геологических процессов фиксируется на его восточном, юго-восточном, северо-восточноми северном бортах. По дамбе, отделяющей карьер от русла р. Унда, проложена грунтовая дорога. В воде, на расстоянии до 10 м. от берега, наблюдаются затопленные деревья и кустарник с зеленой листвой, что указываетна продолжающееся увеличение площади водоема. На уступах северо-восточного борта карьера наблюдаются трещины, происходит осыпание рыхлых отложений. В районе северо-восточного борта Балейского карьера наиболее близко расположены дома. Расстояние от уреза воды в водоемедо жилых домов по ул. Советская составляет 93 м. (в 2017 г. - около 150 м.). Прогнозируется урезание высоты борта карьера до бровки вблизи жилых домов до 14-15 м.
Согласно отчету Иргиредмет, наиболее устойчивые борта - в северо-западной и западной частях карьера, интенсивное разрушение бортов карьера наблюдается в северной части (со стороны ул. Советская) и северо-восточном направлении. Интенсивное разрушение в северо-восточном борту Балейского карьера связано с тем, что в процессе отработки месторождения сформирован оползневый массив, имеющий размеры вдоль уступа 50 м, в ширину -60-100 м. Интенсивность обрушения и смывания рыхлых пород показало обрушение в карьер здания канализационной насосной станции и обнажения ствола шахты N 7. Администрацией городского поселения "Город Балей"не организовано проведение специализированной организацией инженерно-геологических изысканий Балейского карьера в целях определенияи проведения комплекса защитных мероприятий. Федеральным агентствомпо недропользованию постоянный мониторинг подземных водне организован, не создана специализированная наблюдательная сеть для наблюдений за сформировавшейся депрессивной воронкой, получение площадной характеристики изменения качественного состава подземных вод.
Решением Балейского городского суда Забайкальского краяот 18 августа 2022 г. исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворены частично.
На администрацию городского поселения "Город Балей" возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения судав законную силу организовать проведение специализированной организацией инженерно-геологических изысканий Балейского карьера, расположенногона южной окраине г. Балей Забайкальского края на правобережье р. Унда, в целях определения проведения комплекса защитных мероприятийпо предотвращению обрушения бортов Балейского карьера.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2022 г. решение городского суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация городского поселения "Город Балей" обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами не были учтены существенные обстоятельства по делу; судами нарушены нормы материального и процессуального права; выводы судовне соответствуют фактическим обстоятельствам дела; земельный участок под карьером администрации не принадлежит, следовательно, какие-либо работы на нем производить не может; проведение инженерно-геологических изысканий Балейского карьера для определения комплекса мероприятийпо предотвращению обрушения его бортов относится к компетенции Федерального агентства по недропользованию.
Прокуратурой Забайкальского края представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральным агентством по недропользованию представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит принятыепо делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Также просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, судом кассационной инстанции ходатайство удовлетворено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ходатайство Федерального агентства по недропользованиюо рассмотрении кассационной жалобы без его участия удовлетворено.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзывы на нее, изучив материалы дела, проверив судебные акты на предмет их законности в порядке статей 379.6, 390 ГПК РФ, кассационный суд не нашел оснований для их отмены, в связи со следующим.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона его целями являются не только снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций, но и предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Названным Федеральным законом определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (глава 2), обязанности федеральных органов исполнительной власти, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статьи 13, 14), а также права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статьи 18, 19).
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий и осуществляют финансирование данных мероприятий, а также создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "г" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Судами по материалам дела установлено, что прокуратурой проведена проверка, согласно которой администрацией ГП "Город Балей" не организовано проведение специализированной организацией инженерно-геологических изысканий Балейского карьера в целях определения и проведения комплекса защитных мероприятий. Федеральным агентством по недропользованию постоянный мониторинг подземных вод не организован, не создана специализированная наблюдательная сеть для наблюдений за сформировавшейся депрессивной воронкой, получение площадной характеристики изменения качественного состава подземных вод.
Заключением по результатам оперативного инженерно-геологического обследования территории, прилегающей к карьеру Балейского золоторудного месторождения от 24.06.2021 N239 ФГБУ "Гидроспецгеология" филиал "Сибирский региональный центр ГМСН", обследованный карьер Балейского золоторудного месторождения расположен на южной окраине г.Балей Забайкальского края, в настоящее время не эксплуатируется, заполнен водой. В 2021 г. отметка уреза воды в Балейском карьере составляет 578 м. Заполнение карьера водой произошло в результате разгрузки подземных и грунтовых вод, а также сброса канализационных стоков г.Балей. По бортам карьера развиваются оползни, осыпи, эрозионные процессы. Наиболее высокая активность экзогенных геологических процессов наблюдалась на северо-восточном борту карьера, в период с 1984 по 1998 г.г, когда смещение борта карьера в результате развития оползневых процессов составило 110-120 м. (около 8 м/год). Одним из факторов активизации экзогенных геологических процессов здесь являлся сброс канализационных стоков г.Балей на рельеф. С 1998 г. на северо-восточном борту карьера наблюдалось снижение активности экзогенных геологических процессов. В 2021 г. положение бровки борта карьера у бывшей КНС изменилось незначительно по сравнению с 1998 г. Обобщая имеющиеся сведения о I развитии оползневых процессов на северо-восточном борту Балейского карьера (где в наибольшей близости находятся жилые дома) можно сделать вывод о затухании их активности в настоящее время. Активизация оползневых процессов может быть вызвана возобновлением добычных работ в карьере с предварительным его осушением. Для оценки целесообразности проведения и обоснования состава комплекса защитных мероприятий рекомендуется проведение специализированных инженерно-геологических изысканий (л.д.13).
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 11.02.2021 N23-р образована межведомственная рабочая группа по решению экологических и социально-экономических проблем г.Б алея Забайкальского края, утвержден ее состав.
Протоколом N5 заседания оперативного штаба по ликвидации ЧС в ГП "Город Балей" от 18.04.2021 введен объектовый режим повышенной (готовности по движению бортов Балейского карьера.
Администрация ГП "Город Балей" является владельцем лицензии ЧИТ 02443 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения из скважин NN28-69, 4034 (28-62), Щ-4155, 28-30, 4908 и шахтных колодцев N 4, 6, 7, 36Б, расположенных в г.Балей. Срок окончания лицензии-31.12.2038.
В соответствии с п.4.1.1. Приложения N1 лицензии недропользователь обязан произвести и утвердить подсчет запасов подземных вод в установленном порядке не позднее 31.12.2016. Сведения об утвержденных запасах по данному участку в государственном балансе запасов отсутствуют. Недропользователь обязан: организовать ведение мониторинга подземных вод (своими силами или по договору), который включает в себя: систематический учет водозабора из скважин; проводить регулярные наблюдения за уровнями воды в скважинах с частотой наблюдений 1 раз в месяц; проводить регулярные наблюдения за качеством забираемой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02 (Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников); вести документацию по учету работы насосного оборудования, по водозабору, по наблюдению за уровнями. В соответствии с п.7.2. Приложения N1 к лицензии, недропользователь обязан представлять ежегодно в Забайкалнедра и другие специально уполномоченные органы Минприроды России следующую отчетность, связанную с пользованием недрами: информацию за отчетный год о выполнении условий пользования недрами (об объемах добычи подземных вод, сведения по платежам и налогам при пользовании недрами), о результатах мониторинга окружающей среды- 15 января года, следующего за отчетным; предусмотренные законодательством и нормативными актами формы статической отчетности 2-ТП (водхоз) до 20.12. отчетного года и 4- ЛС до 20.01 после отчетного периода. В настоящее время сведения о ведении мониторинга подземных вод, статистическая отчетность по форме 4-ЛС за 2021 г. в автоматизированной системе лицензирования недропользования отсутствуют.
Согласно ответу отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю (Забайкалнедра), Балейское золоторудное месторождение обрабатывалось карьерами "Северный" и "Южный", при их слиянии образовался Балейский карьер. Балейское золоторудное месторождение относится к участкам недр федерального значения (полномочия Федерального агентства по недропользованию). В настоящее время месторождение находится в нераспределенном фонде недр. Администрация ГП "Город Балей" является владельцем лицензии ЧИТ 02443 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения из скважин N28-69, 4034 (28-62), Щ-4155, 28-30, 4908 и шахтных колодцев N4, 6, 7, 36Б, расположенных в г.Балей.
Суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, установив фактические обстоятельства дела, оценив доказательства по делу в порядке статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание то, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера, кроме того, работы по инженерно-геологическим изысканиям не входят в состав государственного мониторинга состояния недр; обязанность администрации в проведении мероприятий, указанных в уточненном исковом заявлении, указана в Приложения N1 лицензии, установив, что в результате разрушения бортов Балейского карьера в зону влияния оползневого массива попадают жилые дома по ул.Советская, Комбинатская г.Балей, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, для предотвращения которой необходимо проведение инженерно-геологических изысканий в целях определения и проведения комплекса защитных мероприятий, сделал верный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Надлежащие доказательства того, что администрацией были приняты меры по проведению силами специализированной организации инженерно-изыскательских работ по обследованию Балейского карьера, расположенного на южной окраине г. Балей Забайкальского края на правобережье р. Унда, в целях определения проведения комплекса защитных мероприятий по предотвращению обрушения бортов Балейского карьера, что не освобождает орган местного самоуправления от проведения указанных в иске работ, поскольку в результате незаконного бездействия администрации, установленного судом, нарушаются права граждан, проживающих на указанной территории на безопасные условия проживания, защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и предупреждение возникновения оползневых процессов (статьи 12, 35, 56 ГПК РФ).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Суждения кассатора, изложенные в жалобе, тождественные доводам апелляционной жалобы, (в том числе о необоснованности требований, непринадлежности земельного участка администрации; не наделении органов местного самоуправления полномочиями на геологическое изучение недр) являлись предметом тщательной правовой проверки судов, обосновано и мотивированно отклонены с указанием соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не имеет.
По сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При этом несогласие кассатора с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке
Поскольку существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балейского городского суда Забайкальского краяот 18 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.