Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-922/2022, УИД 54RS0032-01-2022-001031-70 по иску Кирноса Анатолия Андреевича к администрации Ордынского района Новосибирской области, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области о признании действий администрации по блокировке карты на проезд незаконным, признании права пользования картой на проезд, по кассационной жалобе Кирноса Анатолия Андреевича на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 31 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кирнос А.А. обратился в суд с иском к администрации Ордынского района Новосибирской области, о признании незаконным блокировки "социальной карты", с оплаченными, но не использованными поездками в общественном транспорте, признании права на пользование картой МПК (микропроцессорная пластиковая карта) без блокировки до полного использования ранее оплаченных поездок, взыскании госпошлины в сумме 300 руб, оплаченных услуг по ксерокопированию в сумме 200 руб.
В обоснование заявленных требований Кирнос А.А. указал, что 15 января 2021 г. он выехал из д. Антоново в р.п. Ордынское на автобусе МУП "Ордынское АТП".
При предъявлении социальной карты, дающей право на льготный проезд, выяснилось, что карта заблокирована. При этом на карте имелось 39 неиспользованных поездок. Кассир сообщила, что для разблокировки на карту необходимо внести 200 руб, что в последствии он и сделал.
Кирнос А.А. считает, что при наличии на каре оплаченных поездок, основания для блокировки кары отсутствовали.
Определением Ордынского районного суда Новосибирской области от 4 августа 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 31 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г, в удовлетворении заявленных Кирносом А.А. требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кирнос А.А. просит отменить решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 31 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Кирнос А.А, представители ответчиков администрации Ордынского района Новосибирской области, Министерства транспорта и строительства Новосибирской области, представитель третьего лица Отдела социальной защиты по Ордынскому району, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кирнос А.А. с 2019 г. является владельцем и пользователем микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" N, для проезда общественным транспортом по территории Новосибирской области.
15 января 2021 г. при попытке оплаты проезда автобусом МУП "Ордынское АТП", из д. Антоново в р.п. Ордынское Новосибирской области посредством "Социальной карты" выяснилось, что карта заблокирована.
Кирнос А.А. считает, что блокировкой карты нарушено его право на льготный проезд, поскольку на карте имелись оплаченные, но не использованные поездки общественным транспортом. Разблокировка карты стала возможной лишь после внесения на карту 200 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Кирнос А.А. требований, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 18 января 2005 г. N 10 "О специальных месячных проездных билетах", постановлением Главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 31 января 2005 г. N 32 "О едином социальном проездном билете", постановлением Губернатора Новосибирской области от 29 октября 2007 г. N 422 "Об утверждении Положения и микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта", Постановлением Правительства Новосибирской области от 20 декабря 2012 г. N 578-п "Об установлении стоимости единого социального проездного билета, стоимости активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" и предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки", исходил из того, что данными нормативными актами предусмотрена обязательная ежегодная активация микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" в размере 200 руб, не смотря на наличие неиспользованных на ней поездок. При этом затраты по активации карты компенсируются при получении ЕДВ.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьёй 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорный отношений, (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 24 пункта 2 названной статьи социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, в том числе за счет средств предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулируются отношения по организации регулярных перевозок, при условии, если они не урегулированы нормативными правовыми актами федерального уровня.
Отдельные вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 5 мая 2016 г. N 55-ОЗ "Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 27 апреля 2016 г. N 55-ЗС).
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 сентября 2010 г. N 271 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 31.01.2005 N 32" утверждён перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета на территории Новосибирской области.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 18 января 2005 г. N 10 "О специальных месячных проездных билетах" в целях реализации Законов Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. N 253-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" и от 29 декабря 2004 г. N 254-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Новосибирской области "О ветеранах труда Новосибирской области", граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, приобретают специальные месячные проездные билеты. Специальным месячным проездным билетом являются единый социальный проездной билет либо микропроцессорная пластиковая карта "Социальная карта".
В целях повышения качества транспортного обслуживания населения с использованием микропроцессорных пластиковых карт "Социальная карта", оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта, обеспечения безубыточной работы предприятий пассажирского транспорта общего пользования постановление Губернатора Новосибирской области от 29 октября 2007 г. N 422 утверждено Положение о микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта" (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения Микропроцессорная пластиковая карта "Социальная карта" (далее - МПК) действует на всей территории Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения гражданам, включённым в перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета на территории Новосибирской области, утверждённый постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 сентября 2010 г. N 271 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 31.01.2005 N 32", предоставляется право выбора одной из форм управления системой проезда по МПК:
1) ежемесячная активация МПК с возможностью совершения неограниченного количества поездок в течение календарного месяца;
2) активация МПК на совершение 30 поездок по МПК в месяц и в размере не более 360 поездок по одной МПК в течение календарного года с переносом неиспользованных поездок на любой последующий календарный период.
Пунктом 2 Положения установлено, что МПК является специальным проездным билетом - документом установленного образца, подтверждающим право его владельца на совершение поездок в соответствии с избранной им формой управления системой проезда по МПК без взимания платы по муниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения на пассажирском электрическом (трамвай, троллейбус, метрополитен) и автомобильном (кроме такси) транспорте перевозчиков, заключивших договоры на перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету и МПК.
Не использованное в первом периоде активации МПК с начала календарного года количество поездок переносится на период до конца календарного года. При необходимости указанные поездки суммируются при активации МПК на любой последующий период до конца календарного года с количеством поездок приходящейся на него доли годового лимита поездок. Не использованные в течение календарного года поездки без взимания платы переносятся на следующий календарный год и суммируются с приходящимся на него количеством поездок при активации МПК на первый период следующего календарного года. Льготные поездки, не использованные в течение календарного года, не переносятся на следующий календарный год и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.
Пунктом 5 Положения установлено, что микропроцессорная пластиковая карта "Социальная карта" выдаётся гражданам, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета на территории Новосибирской области, в соответствии с перечнем категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета на территории Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 сентября 2010 г. N 271 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 31.01.2005 N 32", по месту жительства уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований на основании заявления, и:
а) содержит следующую информацию: наименование "Социальная карта", территориальные границы действия карты, дату изготовления карты, персональные данные гражданина: Ф.И.О, фотография (за исключением социальных карт для сопровождающих), дата рождения, а также идентификационный номер (pan-номер) карты, встроенный бесконтактный микропроцессор, магнитную полосу;
б) действует на срок активации карты, который подтверждается квитанцией об оплате.
В соответствии с пунктом 7 Положения владельцы МПК самостоятельно осуществляют месячную активацию МПК исходя из стоимости, установленной Правительством Новосибирской области, и в случае выхода её из строя или утраты имеют право на сохранение неиспользованных поездок при переэмиссии карты при условии обращения с заявлением о выпуске новой карты до 20 числа текущего месяца.
Владелец МПК имеет право осуществить активацию МПК на весь календарный год либо на любой будущий период календарного года, при этом он получает право использовать лимит поездок без взимания платы за весь период активации МПК, исходя из приходящейся на этот период доли годового лимита поездок (пункт 7.1 Положения).
Граждане, не воспользовавшиеся правом приобретения и (или) месячной активации МПК, а также использовавшие годовой лимит поездок без взимания платы и лимит льготных поездок, проезд по муниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения на пассажирском электрическом (трамвай, троллейбус, метрополитен) и автомобильном (кроме такси) транспорте организаций (перевозчиков), заключивших договоры на перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету и МПК на территории Новосибирской области, осуществляют на общих основаниях (пункт 8 Положения).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Новосибирской области от 20 декабря 2012 г. N 578-п "Об установлении стоимости единого социального проездного билета, стоимости активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" и предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки" (в ред. постановлений Правительства Новосибирской области от 20 декабря 2018 г. N 520-п, от 2 ноября 2020 г. N 460-п) с 1 января 2021 г. стоимость специального месячного проездного билета: месячного единого социального проездного билета и месячной активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" составляет 200 рублей.
Руководствуясь приведёнными положениями норм материального права, установив, что активация микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" осуществляется всякий раз с наступлением нового календарного года и для дальнейшего использования микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" необходима её активация путём внесения на карту денежной суммы в размере 200 руб, при этом неиспользованные в течение календарного года поездки без взимания платы переносятся на следующий календарный год и суммируются с приходящимися на него количеством поездок при активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" на первый период следующего календарного года, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о том, что потребитель вправе самостоятельно решать в какой сумме и когда вносить плату за проезд по микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта". Данные доводы направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 31 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кирноса Анатолия Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.