Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Семейкиной С.А., Струковой А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-785/2022 по апелляционным жалобам администрации муниципального образования города Краснодар, департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022 г, вынесенное по административному иску Арутюнян Людмилы Сергеевны о признании нормативных правовых актов недействующими в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 г.).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 г.).
В Перечень на 2018 г. пунктом N 41183, в Перечень на 2019 г. пунктом 48934, в Перечень на 2020 г. пунктом N 48689, в Перечень на 2021 г. пунктом 49296, в Перечень на 2022 пунктом N 49858 включено здание с кадастровым номером N, площадью 705, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
В Перечень на 2019 г. пунктом N 48704, в Перечень на 2020 г. пунктом N 48465, в Перечень на 2021 г. пунктом N 49071, в Перечень на 2022 г. пунктом N 49636 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
В Перечень на 2019 г. пунктом 42617, в Перечень на 2020 г. пунктом N 42353, в Перечень на 2021 г. пунктом N 42791, в Перечень на 2022 г. включено здание с кадастровым номером N, площадью 195, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
В Перечень на 2021 г. пунктом 41405, в Перечень на 2022 г. пунктом N 41932 включено здание с кадастровым номером N, площадью 205, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
В Перечень на 2021 г. пунктом 42767, в Перечень на 2022 г. пунктом 43305 включено здание с кадастровым номером N, площадью 719 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Также в Перечни на 2021 г. и 2022 г. включены помещения, расположенные в здании с кадастровым номером N:
- пунктом 74372 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76523 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 28, 4 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74386 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76537 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N площадью 31, 1кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74379 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76530 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31, 1 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74383 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76534 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31, 7 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74381 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76522 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31, 2 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74378 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76529 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74369 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76520 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 73 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74387 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76538 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 30, 3 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74377 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76528 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31, 2 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74384 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76535 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31, 2 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74385 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76536 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 30, 5 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74388 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76539 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 30, 8 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74375 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76526 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 30, 2 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74373 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76524 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 32 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74376 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76527 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31, 2 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74380 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76531 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 6, 4 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74382 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76533 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 31 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74370 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76521 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 144, 1 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74381 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76532 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 2, 3 кв.м, местоположение: "адрес"
- пунктом 74374 в Перечень на 2021 г. и пунктом 76525 в Перечень на 2022 г. включено помещение с кадастровым номером N, площадью 30, 3 кв.м, местоположение: "адрес".
Арутюнян Л.С, являющаяся собственником указанных объектов недвижимости, обратилась в Краснодарский краевой суд с административным иском о признании не действующими указанных пунктов Перечней на 2018-2022 годы, обосновывая требования тем, что здания, помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что нарушает ее права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края и заинтересованное лицо администрация города Краснодар просят об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для исключения объектов из Перечней.
На апелляционные жалобы поступили возражения прокурора, участвующего в деле, о необходимости оставления решения суда без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренков Д.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на отмене судебного акта.
Представитель административного истца Арутюнян Л.С. - Цыкало И.Г. настаивала на обоснованности удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И полагал решение суда подлежащим отмене в части.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приобщив и исследовав новые доказательства в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что приказы от 26 декабря 2017 г. N 3008, от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 г. N 2752, от 27 декабря 2021 г. N 3321 приняты в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и внесенных в него изменений.
Проекты Перечней на 2018 - 2022 годы были опубликованы на официальном сайте департамента.
Административные дела по административным искам об оспаривании приказов департамента от 26 декабря 2017 г. N 3008, от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 г. N 2752, от 27 декабря 2021 г. N 3321 неоднократно были предметом рассмотрения Третьим апелляционным судом общей юрисдикции в качестве суда апелляционной инстанции, и содержали выводы о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Решение суда в указанной части является законным и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 года N 1259-О констатировал, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указав, что налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 НК РФ, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый, в том числе, для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Подпунктом 1 пункта 3 приведенной статьи предусмотрено, что в целях указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях упомянутой статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях приведенного пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, оспариваемая норма может быть признана соответствующей статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ).
Из общедоступных источников данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что административный истец Арутюнян Л.С. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности 68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, в сведениях о дополнительных видах деятельности имеются - строительство жилых и нежилых зданий (41.2), работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (43.99), торговля (45.11, 45.19, 45.31, 45.32, 46.63, 46.73, 47.52.7), деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4), и другие.
Из материалов административного дела следует, что административному истцу Арутюнян Л.С. на праве собственности с 23 декабря 2016 г. принадлежит здание с кадастровым номером N, площадью 705, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" назначение - административное, наименование: нежилое здание - административное, количество этажей -3.
Удовлетворяя требование административного истца Арутюнян Л.С. об исключении указанного здания с кадастровым номером N из Перечней, суд первой инстанции не согласился с указанными административным ответчиком основаниями его включения как административно-делового центра в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указав на отсутствие фактического обследования здания вплоть до 16 июня 2021 г.
Между тем, судом первой инстанции не установлен как самостоятельный критерий включения объекта в Перечень - вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, а также техническую документацию на него, предоставленную в материалы административного дела, не учел разъяснений Верховного Суда Российской Федерации о необходимости установления для каких целей предназначено спорное здание и, на основании всей совокупности доказательств, дать оценку обоснованности включения объектов в оспариваемые Перечни.
Судом апелляционной инстанции на основании дополнительно истребованных доказательств установлено, что указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 5 536 кв.м, с видом разрешенного использования - административное здание.
Указанный земельный участок предоставлен в пользование Арутюнян Л.С. постановлением администрации города Сочи от 6 ноября 2020 г. N 1790 "О предоставлении Арутюнян Л.С. в аренду земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: "адрес", на 49 лет без проведения торгов, в связи с нахождением на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих Арутюнян Л.С. на праве собственности, в том числе, в связи с нахождением на нем административного здания, площадью 705, 3 кв.м, с кадастровым номером N.
В дальнейшем между муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи и Арутюнян Л.С. заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) от 2 апреля 2021 г. N 4900011177. Из условий договора аренды следует, что земельный участок с кадастровым номером N предоставляется в аренду с видом разрешенного использования - административное здание. Земельный участок расположен в территориальной зоне - "ОЦ-2".
Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" территориальная зона ОЦ определена как зона, имеющая особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Цели выделения - обеспечение единства архитектурно-планировочной организации города, установление ограничений по использованию земель, рациональному использованию олимпийских объектов для развития города как горноклиматического и бальнеологического курорта, всероссийского спортивного, туристического и культурного центра.
Зона "ОЦ-2" - зона лечебно-оздоровительных учреждений, в котором деловое управление (код 4.1) является условно разрешенным видом использования (таблицы 9, 9.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи).
Из условий содержания пункта 1.3 договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) от 2 апреля 2021 г. N 4900011177 следует наличие запрета на возведение (новых) строений, а также реконструкцию и изменение функционального назначения существующих зданий и сооружений без получения разрешительной документации (том 4 л.д. 44).
Из технического паспорта на административное здание с кадастровым номером N, выполненного в 2003 году, следует, что здание является двухэтажным с мансардой и балконами.
Из экспликации здания, составленной Сочинским бюро технической эксплуатации Министерства жилищно-коммунального хозяйства, следует, что здание с 2003 года имеет кабинетно-коридорную планировку, расходящуюся по обе стороны от лестницы.
На первом этаже здания расположены: кабинет (6, 8 кв.м.), подсобное (вспомогательного назначения - 1, 9 кв.м.), кабинет (14, 1 кв.м.), кабинет (18, 2 кв.м.), касса (3, 9 кв.м.), кабинет (21, 0 кв.м.), кабинет (9, 7 кв.м.), коридор (вспомогательное - 13, 1 кв.м.); подсобные помещения (3, 9 и 7, 5 кв.м.), фойе (40, 6 кв.м.), кабинет (8, 6 кв.м.), кабинет (18, 5 кв.м.), кабинет (8, 1 кв.м.), кабинет (14, 2 кв.м.), кабинет (10, 6 кв.м.), умывальные (2, 1 и 2, 0 кв.м.), туалеты (2, 4 и 2, 0 кв.м.).
На втором этаже здания расположены: кабинет (22, 5 кв.м.), приемная (11, 7 кв.м.), кабинет (18, 4 кв.м.), кабинет (17, 3 кв.м.), коридор (9, 2 кв.м.), фойе (33, 6 кв.м.), приемная (16, 9 кв.м.), кабинет (36, 8 кв.м.), комната отдыха (11, 4 кв.м.), санузлы (1, 4 и 2, 8 кв.м.), подсобные помещения (2, 9 и 5, 3 кв.м.).
На мансардном (третьем) этаже находятся кабинеты (40, 3; 30, 4; 25, 8; 18, 7; 30, 7 кв.м.), помещение архива (10, 0 кв.м.), санузел (3, 5 кв.м.) и лестничная клетка (19, 2 кв.м.).
Понятие здания административного назначения введено в "СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года N 108), согласно которым под зданиями административного назначения понимается группа зданий и помещений, имеющих ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенных преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
Указанные СНиП при описании помещений здания содержат терминологию рабочие (офисные) и конторские помещения, под которыми понимает рабочие помещения структурных подразделений предприятия, отдельные кабинеты сотрудников.
В пункте 5.1 указанного СНиП разъясняют, что помещения в зданиях административного назначения имеют следующие основные функциональные группы:
а) кабинеты руководства;
б) рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций;
в) помещения для совещаний и (или) конференц-залы;
г) помещения информационно-технического назначения, в том числе: технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др.;
д) входная группа помещений, в том числе: вестибюль, аванвестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны;
е) помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения и др.;
ж) помещения технического обслуживания здания;
з) помещения для инженерного оборудования.
Аналогичная позиция изложена в Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319. В соответствии с пунктом 2 которого, под офисом и сопутствующей офисной инфраструктурой понимаются нежилое здание (строение, сооружение) или часть нежилого здания (строения, сооружения), или нежилое помещение, или часть нежилого помещения, оснащенные мебелью, организационной техникой, средствами связи, используемые для не связанной с производством деятельностью, включая прием посетителей, обработку и хранение документов, а также централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, помещения, используемые для размещения офисного оборудования.
Данные технической документации здания с кадастровым номером N свидетельствуют о соответствии требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения, Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319, вся общая площадь здания свидетельствует о предназначении его использования для размещения офисной и сопутствующей ей инфраструктуры.
Кроме того, установленный для участка вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания, отнесение к зоне ОЦ-2, с условным видом разрешенного использования "деловое управление" (код 4.1), соответствует общественно-деловому назначению расположенного на нем здания.
Судебной коллегией проверено определение кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N и земельного участка под ним с кадастровым номером N, начиная с 2018 г. Из поступившего ответа ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 21 марта 2023 г. N 01-11/838 следует, что кадастровая оценка здания N осуществлялась из отнесения к оценочной группе 6 "Административные и бытовые объекты", подгруппа 0603 "Бытовые, административно-бытовые здания"; а земельного участка N - код вида использования 04.010 "деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность".
Арутюнян Л.С. не оспаривала кадастровую стоимость в связи неверным отнесением принадлежащих ей объектов недвижимости к соответствующей оценочной группе.
Таким образом, изложенная совокупность о предназначении использования здания, виде разрешенного использования земельного участка, технической документации, с достоверностью свидетельствует о достаточности оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к включению здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни в отсутствии фактического обследования.
Вместе с тем, актом фактического обследования от 16 июня 2021 г, составленного главным специалистом отдела обследования объектов капитального строительства ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", установлено использование 39, 4% здания с кадастровым номером N для временного проживания людей. Данный вид использования не тождественен установленному ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что косвенно подтверждается постановлением департамента об отказе в установлении вида фактического использования указанного объекта, а потому влечет вывод о незаконности включения в Перечень на 2022 год, и, соответственно, правильному выводу суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца Арутюнян Л.С. в указанной части.
Оспариваемое решение суда в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N подлежит отмене в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального права, и вынесении нового об отказе административному истцу Арутюнян Л.С. в удовлетворении требований об оспаривании пунктов N 41183 приказа от 26 декабря 2017 г. N 3008, N 48934 от 26 декабря 2018 г. N 3043, N 48689 от 27 декабря 2019 г. N 2837, N 49296 от 28 декабря 2020 г. N 2752.
Административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 985, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" Назначение - нежилое, наименование - здание Административное.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для обеспечения эксплуатации здания столярного цеха литер И, Д, Е.
Административным ответчиком указанное здание включено в оспариваемые Перечни по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно-деловой центр.
Отменяя оспариваемые нормативные акты и удовлетворении требования административного истца Арутюнян Л.С, суд указал на отсутствие материалов технического учета, недостаточности наименования "административное" для включения в состав имущества, облагаемого повышенной налоговой ставкой.
Данные выводы суда постановлены без учета материалов дела и обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения заявленных требований.
Так, в томе 1 административного дела содержится технический паспорт, выполненный отделом ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г. Сочи по состоянию на 10 ноября 2020 г, из которого следует, что указанное административное здание структурно представлено 4 этажами с террасами. Площадь 1-го этажа - 501, 8 кв.м, площадь 2-го этажа - 463, 8 кв.м, площадь 3-го этажа - 463, 8 кв.м, площадь 4-го этажа - 325, 7 кв.м, общая площадь террас - 138, 1 кв.м.
Согласно плану этажей здание имеет коридорно-кабинетную структуру, с нахождением лестницы в обоих торцах здания.
Из экспликации 1 этажа здания следует расположение на нем: вестибюля (33 кв.м.), лифта (3, 4 кв.м.), серверной (3, 5 кв.м.), поста охраны (10, 7 кв.м.), отдела продаж (139, 4 кв.м.), подсобного помещения (4, 1 кв.м.), санузлом (1, 8 и 1, 8 кв.м.), лестничной клетки (13, 5 кв.м.), ипотечного отдела (42, 9 кв.м.), бизнес тренера (18, 2 кв.м.), кабинета руководителя (14, 8 кв.м.), юридического отдела (43, 1 кв.м.), серверной (16, 9 кв.м.), лестничной клетки (13, 7 кв.м.).
На 2 этаже здания расположены: лестничная клетка (13, 5 и 13, 7 кв.м.), КУИ (3, 1 кв.м.), отдел продаж (95, 3 кв.м.), кабинет руководителя отдела продаж (12, 8 кв.м.), нежилое помещение (10, 5 кв.м.), юридический отдел (21, 7 кв.м.), кухня (10, 2 кв.м.), санузлы (1, 9 и 1, 9 кв.м.), подсобное помещение (4, 3 и 2, 0 кв.м.), кабинет ПТО (30, 1 кв.м.), кабинет руководителя продаж (15, 4 кв.м.), кабинет N 3 (15, 2 кв.м.), кабинет N 2 (17, 4 кв.м.), кабинет N 1 (18, 0 кв.м.), бухгалтерия (34, 1 кв.м.), касса (6, 3 кв.м.).
Аналогичные помещения административно-офисного предназначения и сопутствующей им инфраструктуры находятся и на 3 этаже здания: лестничные клетки (13, 4 и 13, 5 кв.м.), коридор (43, 7 кв.м.), архив (3, 0 кв.м.), приемная (10, 8 кв.м.), кабинет директора (22, 7 кв.м.), кабинет ПТО (36, 7 кв.м.), кабинет СДО (24, 2 кв.м.), кухня (10, 8 кв.м.), санузлы (1, 9 и 1, 9 кв.м.), подсобное помещение (4, 6 кв.м.), конференционный зал (46, 7 кв.м.), нежилое помещение (82, 4 кв.м.), кабинет N1 (15, 1 кв.м.).
Судебная коллегия также учитывает, что налоговое законодательство не раскрывает понятия офиса, однако, оно содержится в следующих действующих нормативных документах.
"ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст), согласно которому офисом является пространство (3.2.1.1) внутри здания (3.1.1.3), используемое преимущественно для административной деятельности, (п. 3.2.3.6). Также указанный ГОСТ устанавливает, что административное здание (office building): это здание (3.1.1.3), предназначенное преимущественно для административной деятельности (3.1.4.8).
При буквальном толковании приведенных выше норм следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия следующим условиям, а именно: офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Указанным признакам, по мнению судебной коллегии, отвечают все помещения в спорном здании, поскольку они предназначены для ведения административной деятельности, о чем достаточно свидетельствуют наименования помещений.
Исходя из приведенных выше разъяснений пункта 5.1 СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319, а также положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вся общая площадь здания с кадастровым номером N свидетельствует о предназначении его использования для размещения офисной и сопутствующей ей инфраструктуры, а, следовательно, правильно была включена административным ответчиком в оспариваемые Перечни.
Судебной коллегии предлагалось представителю административного истца предоставить иную техническую документацию, опровергающую имеющиеся в деле обстоятельства. Ввиду отсутствия новых доказательств, предоставленных административным истцом об ином фактическом предназначении здания, судебная коллегия приходит к выводу, что во все спорные периоды с 2019-2022 годы указанное здание используется как административно-бытовой центр.
Новыми доказательствами верности отнесения указанного здания в Перечни служат данные об отнесении при проведении кадастровой оценки как в 2018, так и в 2021 году к оценочной группе 6 "Административные и бытовые объекты", подгруппа 0603 "Бытовые, административно-бытовые здания".
Указанная подгруппа подтверждает административно-деловое использование здания, и не оспаривалась административным истцом в качестве неверного определения оценочной группы.
Тот факт, что вид разрешенного земельного участка, не соответствует требованиям положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о недостаточности признаков здания к подобному включению.
Актом обследования от 18 марта 2021 г. составленного главным специалистом отдела обследования объектов капитального строительства ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", установлен факт неиспользования здания 100 процентов от его площади по фактическому предназначению.
Само по себе неиспользование недвижимости по назначению не может являться основанием для освобождения ее от налогообложения по повышенной ставке, поскольку издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, при том, что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 марта 2021 N 373-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.И. на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ".
Ввиду изложенного, указанный акт не может служить причиной не включения здания с кадастровым номером N в Перечни, и основанием к удовлетворению административных требований.
Более того, из общедоступных источников сайта 2gis следует, что в спорном здании располагаются офисы строительной компании AVA group, строительной компании "Инжгеоком", рекламного агентства "Москва", компания "Спецмонолит", ремонта оргтехники "ПринтСервисСочи".
На официальном сайте компании AVA group "адрес" в качестве юридического адреса указан "адрес". Из отзывов на сайте 2gis прослеживается дата первого отзыва - 29 мая 2020 г.
НА официальном сайте компании строительной компании "Инжгеоком" "адрес" в качестве контактного адреса указан: "адрес"
Аналогичная информация содержится на сайте "адрес" компании "Спецмонолит", - местонахождение - г "адрес"
На основании изложенного, судебная коллегия находит выводы суда об удовлетворении требований административного истца Арутюнян Л.С. об исключении из Перечней на 2019-2022 г. административного здания с кадастровым номером N построенными при неверной оценки доказательств при неправильном применении норм материального права, а решение суда в указанной части - отмене с вынесением нового об отказе в требованиях.
Административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N150, площадью 195, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Административным ответчиком указанное здание включено в оспариваемые Перечни по пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объект бытового обслуживания исходя из вида разрешенного земельного участка, на котором расположено спорное здание.
Удовлетворяя административные требования Арутюнян Л.С. об исключении здания из Перечней на 2019-2022 годы, суд указал на отсутствие сведений, позволяющих отнести указанный объект к объектам бытового обслуживания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться.
В целях отнесения объект к порядку налогообложению, установленного статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как неоднократно указывалось судебными инстанциями всех уровней, установлением только одного вида разрешенного использования земельного участка является недостаточным.
Из технического паспорта на нежилое здание, выполненного 17 июля 2013 г. Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, находящегося в материалах административного дела (том 1), следует, что здание является одноэтажным и состоит из нежилых помещений площадью от 2, 4 до 68, 5 кв.м. с кабинетно-коридорной раскладкой.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На момент принятия Перечней на 2019, 2020 и 2021 годы действовал Классификатор 2014 года, на момент принятия Перечня на 2022 год - Классификатор 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в Налоговом кодексе Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно самим налоговым законодательством; при этом данный Кодекс не содержит понятия объект бытового обслуживания.
По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ (оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Согласно "ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года N 1356-ст) бытовое обслуживание населения - это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и ИП, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).
На дату включения здания в Перечни действовал Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163, систематизирующий виды услуг населению с учетом новых экономических условий в Российской Федерации. Указанным классификатором техническое обслуживание легковых автомобилей было включено в группу бытовых услуг, к которым относились в числе прочих уборочно-моечные работы, шиномонтажные работы, балансировка колес, ремонт местных повреждений шин и камер.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст отразил под кодом 45.20 - Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (раздел G) в числе прочих следующие виды деятельности: ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части; установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу.
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации код 45.20 включен в Перечень кодов видов деятельности как бытовые услуги, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежали, поскольку верно были отнесены административным ответчиком к оказанию бытовых услуг.
Из анализа оценочных групп, положенных в основу определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N в туры оценки 2018 и 2020 годов, следует отнесение здания к оценочной подгруппе 0730 "станции технического обслуживания автомобилей (СТО), автосервисы", сопоставимой с видом бытовых услуг, заложенных в виде разрешенного использования земельного участка.
Оценочная подгруппа земельного участка с кадастровым номером N определенная как 04:099 - "Объекты придорожного сервиса. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса", сопоставленная в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, как подгруппа 4.9.1 - "Объекты дорожного сервиса. Размещение зданий и сооружений дорожного сервиса".
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, к которым относится:
- размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса;
- размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса;
- размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли;
- размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.
Совокупный анализ изложенных норм свидетельствует о необходимости учета при рассмотрении настоящих требований и оценочных групп, положенных в оценку кадастровой стоимости, исходя из положений пункта 51 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336, в соответствии с которым при определении государственной кадастровой стоимости уполномоченный орган обязан определять, помимо кадастрового номера объекта недвижимости и его адреса, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, ОНС, помещение); категорию земель (для земельных участков) или назначение (для здания, сооружения) или проектируемое назначение (для объекта незавершенного строительства); виды разрешенного использования земельных участков и зданий, сооружений, помещений; а также сведения о фактическом использовании объекта недвижимости.
Устанавливая фактическое использование в спорный период здания с кадастровым номером N, судебная коллегия из общедоступных источников установила, что оно находится вдоль проезжей части, фактически на пересечении "адрес"; в здании с 2018 года находится кафе-пекарня "Хлебный рай" "адрес"
Размещение объекта питания соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, пункту 4.9.1.
Совокупность приведенных доказательств свидетельствует о верном определении основания включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни, как объекта бытовых услуг.
Указанная совокупность норм материального права и фактических обстоятельств дела подлежала установлению судом наравне с учетом вида разрешенного использования земельного участка. С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований.
Административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 205, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N.
В период с 24 мая 2018 г. указанный земельный участок имел вид разрешенного использования - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты общественного питания (рестораны, столовые, бары), рынки.
С 3 декабря 2020 г. по заявлению правообладателя земельного участка вид разрешенного использования был изменен на - общее пользование водными объектами: использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством).
Требования об исключении из Перечня заявлено административным истцом на периоды 2021- 2022 годы.
Административный ответчик в отзыве пояснял о том, что указанное здание включено в оспариваемые Перечни по пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно-деловой или торговый центр.
Удовлетворяя административные требования Арутюнян Л.С. в указанной части, суд исходил из отсутствия оснований к отнесению здания в Перечень по указанному пункту, принимая во внимание вид разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, - водные объекты.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Из предоставленного в материалы административного дела технического паспорта на здание с кадастровым номером N, выполненного Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю по состоянию на 3 декабря 2015 г. следует, что здание является отдельно стоящим одноэтажным, состоящим из основного нежилого помещения площадью 112, 5 кв.м, одного нежилого помещения площадью 38, 7 кв.м. и маленьких нежилых помещений площадью от 1, 6 кв.м. до 12, 8 кв.м.
Из экспликации расположения помещений следует, что выход на улицу осуществляется из основного нежилого помещения площадью 112, 5 кв.м, имеющего изолированное положение относительно иных помещений в здании. В здании имеется также боковой вход в помещение площадью 12, 8 кв.м, представляющий собой коридор, ведущий к помещению площадью 38, 7 кв.м.; с обеих сторон от коридора расположены группы маленьких по площади изолированных нежилых помещений. Доступ в помещение площадью 112, 5 кв.м. также осуществляется через коридор площадью 12, 8 кв.м.
Кадастровая оценка указанного здания последовательно на протяжении туров государственной кадастровой оценки 2018 и 2021 г. осуществлялась исходя из его отнесения к оценочной подгруппе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", подгруппа 0400.
Указанная подгруппа 0400 согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 включает в себя:
- магазины до 250 кв. м, за исключением киосков, павильонов, ларьков;
- магазины 250 и более кв. м.;
- прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы;
- рынки;
- торговые киоски, павильоны, ларьки;
- рестораны;
- кафе 750 кв.м. (75 человек) и более, производственные столовые, столовые, кухни, кухни-столовые 750 кв.м. (75 человек) и более;
- кафе до 750 кв.м. (75 человек), кафетерии, столовые, кухни, кухни-столовые до 750 кв.м. (75 человек);
- летние кафе.
Правообладатель не оспаривала кадастровую стоимость здания в связи с отнесением к указанной подгруппе.
Вместе с тем, названая подгруппа при сопоставлении с данными экспликации технической документации, сведениями из Единого государственного кадастра недвижимости о сдаче объекта в аренду с 2015 г. и последующей его передаче по договорам уступки права требования в 2018, 2019 годах (том 2 л.д. 107), а также общедоступной информации об использовании данного объекта начиная с 2022 г. для размещения кафе "Бистро плов-центр", свидетельствуют о предназначении и использовании объекта в целях, соответствующих положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - "адрес"
Указанный вид разрешенного использования ранее имел и земельный участок, расположенный под зданием, но был изменен по заявлению правообладателя.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований об исключении из Перечней на 2021-2022 годы нежилого здания с кадастровым номером N, и отмене решения суда в указанной части с принятием нового решения об отказе в иске.
Административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 719 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Здание поставлено на кадастровый учет 23 октября 2013 года, а с ноября 2014 г. на самостоятельный кадастровый учет поставлены помещения в нем, как отдельные объекты недвижимого имущества, с кадастровыми номерами: N.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N.
В период с 2 сентября 2013 г. указанный земельный участок имел вид разрешенного использования - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению площадью не более 150 кв.м.: объекты розничной торговли.
С 29 декабря 2020 г. по заявлению правообладателя земельного участка вид разрешенного использования был изменен на - общее пользование водными объектами: использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством).
Требования об исключении из Перечня заявлено административным истцом на периоды 2021- 2022 годы.
Административным ответчиком указанное здание включено в оспариваемые Перечни по пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как торговый центр.
Удовлетворяя административные требований Арутюнян Л.С. в указанной части, суд исходил из отсутствия оснований к отнесению здания в Перечень по указанному пункту, принимая во внимание вид разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, - водные объекты.
Судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным ввиду следующего.
Из технической документации на здание с кадастровым номером N, выполненной Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, по состоянию на 27 января 2014 г, можно установить, что указанное здание является отдельно стоящим одноэтажным зданием, 2013 года постройки, состоящим из 18 изолированных помещений, имеющих самостоятельный обособленный выход на улицу. Помещения имеют общую внутреннюю стену. Каждое из изолированных 18-ти указанных помещений имеет вспомогательные помещения, расположенные по внутренней стене, таким образом, что образуют вход/выход для водоотведения организованно для нескольких помещений. Данные вспомогательные помещения имеют площадь 1, 5-1, 6 кв.м, что характеризирует характер их использования как санузел.
При постановке на самостоятельный кадастровый учет отдельной технической документации на встроенные помещения не изготавливалось. На техническом плане здания выделено расположение каждого отдельного помещения, включающего в себя вспомогательное помещение.
Наличие самостоятельного входа в каждое из 18-ти помещений свидетельствует о возможности его индивидуального использования.
Кадастровая оценка указанного здания последовательно на протяжении туров государственной кадастровой оценки 2018 и 2021 г. осуществлялась исходя из его отнесения к оценочной подгруппе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", с уточнением отнесения к подгруппе 0402.
Указанная подгруппа 0402 согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336, соответствует магазинам 250 и более кв. м.
Каждое отдельное помещение в рамках государственной кадастровой оценки как на 2018, так и на 2021 г. также были отнесены к подгруппе 4.
Оценочная подгруппа, использованная для государственной кадастровой оценки в отношении здания и помещений в нем, административным истцом, как и по другим объектам, оспорена не была.
Характеристика нежилого помещения и встроенных в него помещений соотносится с выбранной подгруппой и свидетельствует о предназначении помещений - магазины, а здания - как торговый центр.
Вид разрешенного использования земельного участка, до его изменения 29 декабря 2020 г, то есть перед очередным финансовым годом, в котором оспаривается включение здания и помещений в нем в Перечни, был изменен с розничной торговли на водные объекты.
Указанное в своей совокупности подтверждает тот факт, что предназначением здания и помещений в нем является осуществление торговой деятельности, что верно установлено административным ответчиком для включения объектов в Перечни на 2021-2022 года.
В соответствии со складывающейся судебной практикой о необходимости проверки по всем возможным источникам предназначения здания, судебной коллегией из общедоступных источников установлено, что каждое из помещений, расположенных в здании с кадастровым номером N, является самостоятельным торговым объектом, либо объектом бытовых услуг. В частности, в здании расположены: сеть социальных аптек "Лаки Фарма", пункт выдачи товаров - "Озон", "Зоомагазин", пункт выдачи интернет-заказов "Яндекс.Маркет", супермаркет "Подсолнух", магазин хозяйственных и строительных товаров "1000 мелочей", химчистка-прачечная "Аква-Магнит", парикмахерская "Глициния", мастерская по ремонту обуви и заточке инструментов, детский развивающий клуб "Читалочка", магазин разливного пива "Пивкор" "адрес"
На официальном сайте сети социальных аптек "Лаки Фарма" в качестве одного из адресов указан - N, что соответствует расположению спорного здания и помещению в нем "адрес"
Сведения о парикмахерской "Глициния" указывают о ее расположении по тому же адресу "адрес"
Согласно сайту детского развивающего клуба "Читалочка" его расположение соответствует адресу спорных объектов "адрес"
Аналогичную информацию содержат данные сайтов Озон, Яндекс.Маркет.
Из отзывов о работе указанных объектов возможно установить длительность их сдачи в аренду, - начиная с 2018 г.
С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость. С таким предположением соотносится по смыслу и содержание пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что в целях обложения налогом на имущество кадастровая стоимость помещения, даже если она не определена, должна быть все равно исчислена пропорционально к общей площади здания, где это помещение находится, как доля его кадастровой стоимости. Издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, притом что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 г. N 373-О).
Информация о сдаче в аренду помещений в здании как самостоятельных торговых или бытовых объектов подтверждается и данными выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, находящиеся в материалах административного дела. При этом в судебном заседании представитель административного истца отрицала их сдачу в аренду, настаивая на неизвестности предназначения и использования спорных объектов.
Судебная коллегия, обобщив полученные доказательства, изучив материалы дела, применив вышеизложенные нормы права, учитывая коды экономической деятельности административного истца как индивидуального предпринимателя, находит решение суда об исключении здания с кадастровым номером N и помещений в нем с кадастровыми номерами: N, подлежащим отмене, как вынесенного при неверном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела при неправильном применении материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Изучение подобных доказательств позволило судебной коллегии исполнить правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2022 года N 5-КАД22-3-К2) о том, что акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022 г. в части удовлетворения административных исковых требований Арутюнян Людмилы Сергеевны о признании недействующими со дня принятия:
- пункта N 41183 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов N 48934, 48704, 42617 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов N 48689, 48465, 42353 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов N 49296, 49071, 42791, 41405, 42767, 74372, 74386, 74379, 74383, 74371, 74378, 74369, 74387, 74377, 74384, 74385, 74388, 74375, 74373, 74376, 74380, 74382, 74370, 74381, 74374 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов N 49636, 43329, 41932, 43305, 76523, 76537, 76530, 76534, 76522, 76529, 76520, 76538, 76528, 76535, 76536, 76539, 76526, 76524, 76527, 76531, 76533, 76521, 76532, 76525 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", - отменить, принять в указанной части новое решение об отказе Арутюнян Л.С. в удовлетворении административных исковых требований.
В иной части решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования города Краснодар, департамента имущественных отношений Краснодарского края - удовлетворить частично.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.