Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 05OS0000-01-2022-000161-97 (N 3а-182/2022) по административному исковому заявлению Сиражовой Мадины Абдурахмановны о признании недействующими отдельных положений решения Собрания депутатов муниципального района "Кизилюртовский район" Республики Дагестан от 2 марта 2017 г. N 25.12 -РС05 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории МО "сельсовет Нечаевский"
по апелляционной жалобе главы муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский" на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 ноября 2022 г. об удовлетворении в части административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителей административного истца Абдурахманова К.М, Салаутдиновой Б.А, представителя муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский" Хайбулаевой З.Х, заключение прокурора Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов муниципального района "Кизилюртовский район" Республики Дагестан от 2 марта 2017 г. N 25.12 -РС05 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории МО "сельсовет Нечаевский" (далее - Генеральный план, Правила землепользования и застройки) в границы населенного пункта с. Нечаевка муниципального образования "сельсовет Нечаевский" Кизилюртовского района Республики Дагестан включены принадлежащие Сиражовой М.А. на праве аренды лесные участки категории "земли лесного фонда" с кадастровым номером (условным номером лесного участка по государственному лесному реестру) N, площадью 4, 0 га, и с кадастровым номером (условным номером лесного участка по государственному лесному реестру) N, площадью 7, 5 га, расположенные по адресу: "адрес".
Сиражова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Генерального плана в части включения лесных участков в границы населенного пункта с. Нечаевка Кизилюртовского района Республики Дагестан.
В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемым Генеральным планом ответчик изменил категорию земель и правовой режим арендуемых истцом находящихся в федеральной собственности лесных участков, включив в границы населенного пункта лесные участки из состава земель лесного фонда с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и нарушает права истца на пользование арендуемыми земельными участками.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 24 ноября 2022 г, с учетом определения Верховного Суда Республики Дагестан от 13 января 2023 г. об исправлении описки, административное исковое заявление удовлетворено частично, Генеральный план признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский", ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неверное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В жалобе указано на недоказанность включения лесных участков в границы населенного пункта и отсутствие нарушения прав истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Представитель муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский" Хайбулаева З.Х. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность решения суда.
Представители административного истца Абдурахманов К.М, Салаутдинова Б.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Ляпина О.В. полагала решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статье 24 ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Исходя из названных норм, а также положений утвержденного решением Собрания депутатов муниципального района "Кизилюртовский район" от 8 февраля 2011 г. N 19\01-IY PC Устава муниципального образования муниципального района "Кизилюртовский район" Республики Дагестан, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, с соблюдением проведения процедуры публичных слушаний по проекту Генерального плана и вынесения заключения по их результатам, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается. Решение суда в указанной части не обжалуется.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействующим оспариваемых положений Генерального плана в связи с незаконным включением земель лесного фонда в границы населенного пункта.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно части 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Статьей 83 ЗК РФ РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).
Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ).
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения предусматривает обязательное согласование в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке в случае, если проект предполагает изменение существующих границ земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
Рослесхоз осуществляет, в том числе, рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (пункт 5.4.2.); рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3.); государственную инвентаризацию лесов (пункт 5.4.5.); обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре (пункт 5.4.6.).
В нарушение пункта 1.4. приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 460 " Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования" органом, уполномоченным на подготовку проекта документа территориального планирования, не размещен проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП, не направлено в федеральные органы исполнительной власти уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления, не размещено уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта административным ответчиком не обеспечено согласование проекта генерального плана с Рослесхозом.
Установив, что согласование с Рослесхозом нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков отсутствовало, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует ЛК РФ, ЗК РФ, Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Вопреки доводам апелляционной жалобы факт включения в границы населенного пункта спорных лесных участков и наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда документально подтвержден.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N Российская Федерация в лице территориального управления федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Дагестан является собственником участка лесного фонда с кадастровым номером N, площадью 3854 га, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли лесного фонда (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N).
По сведениям ЕГРН по состоянию на 3 августа 2022 г. земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для лесоразведения, площадью 4602328 кв. м расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2005 г, с последующим образованием из него земельного участка с кадастровым номером N. Граница земельного участка не установлена, собственником является Российская Федерация на основании записи о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Земельный участок обременен, в том числе, правом аренды до 2062 г, зарегистрированным за Абдурахмановым Г.К. на основании договоров аренды 22 октября 2013 г. и 18 декабря 2013 г.
В соответствии со свидетельствами о праве на наследство по закону от 24 сентября 2021 г. Сиражова М.Г. является наследником имущества Абдурахманова Г.К, состоящего из права аренды земельных участков с кадастровыми номерами (условными номерами лесного участка по государственному лесному реестру) N и N, расположенных по адресу "адрес".
По состоянию на 20 февраля 2023 г. в отношении данного земельного участка зарегистрировано право аренды Сиражовой М.Г. до 2062 г. на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 24 сентября 2021 г, договоров аренды от 22 октября 2013 г. и 18 декабря 2013 г, заключенных между Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан и Абдурахмановым Г.К, в соответствии с которыми Абдурахманову Г.К. на 49 лет переданы в аренду лесные участки категории "земли лесного фонда" с кадастровым номером (условным номером лесного участка по государственному лесному реестру) N, площадью 4, 0 га, и с кадастровым номером (условным номером лесного участка по государственному лесному реестру) N, площадью 7, 5 га, расположенные по адресу "адрес".
Приложением к договорам являются планы и схемы расположения лесных участков по данным инструментальной съемки границ с указанием координат поворотных точек.
Из данных договоров аренды следует, что предоставленные Абдурахманову Г.К. в аренду земельные участки являются частью земель лесного фонда, площадью 3854 га, на который 6 июня 2006 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство серия N N).
Указанные договоры аренды лесных участков зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по Республике Дагестан, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 2 апреля 2014 г. и 4 апреля 2014 г. сделаны записи о государственной регистрации N и N.
Собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 170000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, является администрация муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский" Кизилюртовского района, которая передала указанный участок в аренду сроком на 49 лет Хайбулаеву Х.И. Впоследствии данный земельный участок был разделен на 130 участков.
Указанный земельный участок образован на основании распоряжения главы муниципального образования сельского поселения "Сельсовет Нечаевский" от 18 июля 2017 г. путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, собственником которого являлась администрация муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский".
Генеральным планом лесные участки категории "земли лесного фонда" с кадастровым номером (условным номером лесного участка по государственному лесному реестру) N, площадью 4, 0 га, и с кадастровым номером (условным номером лесного участка по государственному лесному реестру) N, площадью 7, 5 га, расположенные по адресу "адрес", включены в границы населенного пункта с. Нечаевка муниципального образования "сельсовет Нечаевский" Кизилюртовского района Республики Дагестан, в зону градостроительного использования, в функциональную зону жилой застройки; определена первая очередь застройки данной территории.
Правилами землепользования и застройки данная территория отнесена к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки.
Сведения о границах населенного пункта с. Нечаевка муниципального образования "сельсовет Нечаевский" Кизилюртовского района Республики Дагестан внесены в ЕГРН 31 июля 2017 г.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 марта 2013 г. N 125 Положением Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и надзорные функции.
Расположение в границах Хасавюртовского лесничества Республики Дагестан спорных земельных участков подтверждается сведениями Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, основанных на материалах лесоустройства, в соответствии с которыми комитетом установлены признаки включения земель лесного фонда Кизилюртовского участкового лесничества Хасавюртовского лесничества квартал N в границы населенного пункта с. Нечаевка. По запросу Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан получено заключение от ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ населенного пункта с землями лесного фонда.
Согласно информации Рослесхоза по состоянию на 27 марта 2023 г. сведения об установленных Рослесхозом на основании документированной информации государственного лесного реестра, картографических материалов лесоустройства границах Хасавюртовского лесничества Республики Дагестан находятся на рассмотрении в Росреестре.
В ходе мероприятий, осуществленных Воронежским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", по результатам графического совмещения границ материалов лесоустройства с границами населенных пунктов муниципального образования "сельсовет Нечаевский" Кизилюртовского района Республики Дагестан подготовлены заключения от ДД.ММ.ГГГГ N, N, N, в соответствии с которыми установлено частичное наложение границ населенного пункта с. Нечаевка и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Кизилюртовского участкового лесничества Хасавюртовского лесничества Республики Дагестан - квартал N, в части выделов N, N, N, N, выделы N, N, N, N; квартал N, в части выделов N, N, N, N, N, N, выделы N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, площадью пересечения 504452 кв. м. Границы выдела N квартала N Кизилюртовского участкового лесничества совпадают с границами населенного пункта с. Нечаевка.
Земельный участок с кадастровым номером N до выделения из него земельных участков с кадастровыми номерами с N по N располагался в границах выдела N квартала N Кизилюртовского участкового лесничества Хасавюртовского лесничества Республики Дагестан, что подтверждается полученным по запросу Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" от 21 января 2020 г, согласно которому указанный земельный участок, площадью 170000 кв. м, находится в границах части выдела N квартала N.
Исходный земельный участок с кадастровым номером N, поставленный на кадастровый учет 21 ноября 2012 г, также пересекал границы земель лесного фонда в выделе N, части выделов NN N квартала N.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в договорах аренды лесных участков имеется указание на право собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные в кварталах N государственного лесного фонда судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно сведениям Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан при лесоустройстве в 2006 г. произошла смена нумерации кварталов Кизилюртовского участкового лесничества Пригородного лесничества, установленных лесоустройством 1964 г, 1977 г, 1986 г. Кварталу N Чирюртовского лесничества Хасавюртовского лесхоза лесоустройством 2006 г. присвоен N Кизилюртовского участкового лесничества Пригородного лесничества, при этом конфигурация квартала не изменилась.
Согласно сведениям Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" в 2006 г. при проведении лесоустройства Пригородного лесхоза административно-хозяйственная структура (деление на лесничества) была приведена в соответствие приказом Комитета Республики Дагестан по лесному хозяйству от 27 мая 1999 г. N 37 "Об организации Пригородного лесхоза и упразднении Кизилюртовского лесхоза и Кумторкалинского лесничества", упразднена нумерация кварталов, входящих в состав лесхоза, и упорядочена нумерация кварталов лесничества.
Заключение специалиста ООО "Земкадастр" ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N не противоречат выводам суда первой инстанции.
Доводы административного ответчика о том, что границы лесного фонда не были внесены в ЕГРН, что не позволяет признать установленным факт наложения земель разных категорий в результате принятия Генерального плана, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Ссылки административного ответчика на то, что административным истцом не доказано нарушение своих прав, нельзя признать состоятельными, поскольку в ходе разбирательства по делу установлено, что при подготовке проекта Генерального плана муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, а также имеется документально подтвержденное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, что повлекло не соблюдение порядка перевода земель из одной категории в другую, нарушение прав как собственника земель лесного фонда, так и правообладателя, и наличие оснований для признания решения недействующим в оспариваемой части.
Судебный акт принят при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 184 КАС РФ, пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", приходит к выводу об исправлении допущенной в резолютивной части решения суда описки и дополнении резолютивной части решения указанием на признание недействующим решения Собрания депутатов муниципального района "Кизилюртовский район" Республики Дагестан от 2 марта 2017 г. N 25.12 -РС05 в части утверждения Генерального плана, а также указанием на отказ в удовлетворении административного искового заявления в остальной части заявленных требований, поскольку суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о признании недействующим Генерального плана.
Допущенная описка носит технический характер, ее исправление не ставит под сомнение законность постановленного судебного акта не повлечет изменение содержания решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования сельского поселения "сельсовет Нечаевский" - без удовлетворения.
Абзац второй резолютивной части решения дополнить указанием на признание недействующим решения Собрания депутатов муниципального района "Кизилюртовский район" Республики Дагестан от 2 марта 2017 г. N 25.12 -РС05 в части утверждения Генерального плана муниципального образования "сельсовет Нечаевский" Кизилюртовского района Республики Дагестан.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении административного искового заявления в остальной части.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.