Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Рассказова Г.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Ражаева М.В. на определение судьи Верховного Суда Чеченской республики от 16 января 2023 г. об оставлении административного искового заявления Ражаева М.В. без движения (дело N М-4/2023, УИД 20OS0000-01-2023-000004-15),
УСТАНОВИЛ:
Ражаев М.В. обратился в Верховный Суд Чеченской Республики с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Определением судьи Верховного Суда Чеченской Республики от 16 января 2023 г. административное исковое заявление оставлено без движения с предоставлением срока для исправления недостатков до 17 февраля 2023 г.
В частной жалобе Ражаев М.В. просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что приложенные к его административному исковому заявлению доказательства подтверждают его доводы о тяжелом имущественном положении и дают основание для освобождения от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 КАС РФ дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы, судья апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены определения судьи первой инстанции.
Оставляя административный иск без движения, суд первой инстанции указал, что в административном исковом заявлении в качестве административных ответчиков должны быть указаны СУ СК РФ по ЧР и следователь СУ СК РФ по ЧР ФИО, которые являлись ответчиками по материалу, рассмотренному судом в порядке статьи 125 УПК РФ. Кроме того, суд указал, что Ражаевым М.В. не представлен документ, подтверждающий отсутствие денежных средств на расчетном счете. Судом Ражаеву М.В. разъяснено, что он имеет право ходатайствовать о предоставлении отсрочки, рассрочки либо уменьшения размера государственной пошлины, с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Общие требования к форме, содержанию, а также прилагаемым к административному исковому заявлению документам установлены положениями статей 125 и 126 КАС РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 126 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
В силу части 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
По смыслу статьи 130 КАС РФ во взаимосвязи с положениями ст.ст. 125, 126 и 246 КАС РФ административный иск может быть оставлен без движения, если обнаруженные судом недостатки препятствуют возбуждению административного дела, так как их устранение на следующей стадии процесса невозможно либо приведет к существенному нарушению положений закона.
Исходя из положений пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ решение вопроса о вступлении в дело заинтересованных лиц, ответчиков, вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика решается судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Данная стадия в силу положений статьи 132 КАС РФ является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
В изложенной связи приведенным положениям процессуального законодательства не соответствуют постановленные на стадии принятия административного иска к производству выводы судьи о необходимости указания в качестве соответчиков по делу СУ СК РФ по ЧР и следователя СУ СК РФ по ЧР ФИО Названные обстоятельства не могли быть указаны судом в качестве недостатка административного искового заявления, подлежащего исправлению административным истцом. Вопрос о круге лиц, являющихся участниками по делу, определяется судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. В административном исковом заявлении Ражаева М.В. в качестве административного ответчика указан финансовый орган - Министерство Финансов Российской Федерации. В этой связи из мотивировочной части определения надлежит исключить суждение суда о необходимости указания в качестве административных ответчиков СУ СК РФ по ЧР и следователя СУ СК РФ по ЧР Гучигова Х.В.
Суждение суда о необходимости представления документа, подтверждающего отсутствие на расчетном счете Ражаева М.В. денежных средств, достаточных для оплаты государственной пошлины, соответствует положениям процессуального закона.
Положениями части 1 статьи 62 КАС РФ установлена обязанность доказать те обстоятельства, на которые сторона ссылается.
Применительно к приведенным положениям процессуального законодательства, на административного истца, ссылающегося на наличие тяжелого имущественного положения, не позволяющего оплатить государственную пошлину при подаче административного искового заявления, возлагается обязанность представить суду доказательства в подтверждение указанных обстоятельств. Из представленных при подаче административного иска документов следует, что Ражаев М.В. отбывает наказание в исправительном учреждении, не является получателем пенсии и иных социальных выплат и не трудоустроен. Указанные документы не являются достаточными доказательствами для подтверждения такого имущественного положения административного истца, которое препятствует оплате государственной пошлины, поскольку не отражают отсутствие на лицевом счете осужденного денежных средств в объеме, достаточном для исполнения обязанности по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В этой связи требование суда первой инстанции о необходимости предоставления документа, подтверждающего отсутствие на расчетном счете денежных средств, соответствует приведенным положениям закона и является обоснованным. Отсутствие указанного документа не позволяет суду прийти к выводу о том, что имущественное положение административного истца не позволяет ему оплатить государственную пошлину в размере 300 руб.
Приводимые в жалобе доводы о том, что указываемые административным истцом обстоятельства (нахождение в местах лишение свободы, отсутствие трудоустройства, пенсии, социальных пособий, наличие на иждивении детей) являются достаточными основаниями для удовлетворения заявления об освобождении от уплаты государственной пошлины, судебной коллегией отклоняются как не соответствующие положениям части 1 статьи 62 КАС РФ.
Таким образом, с учетом ревизии судебного акта по результатам апелляционного рассмотрения, единственным недостатком для оставления административного иска без движения является отсутствие документа, подтверждающего остаток денежных средств на расчетном счете Ражаева М.В.
Применительно к положениям статьи 94.2 КАС РФ в целях соблюдения права административного истца на доступ к правосудию, суд апелляционной инстанции полагает возможным продлить установленный судом первой инстанции срок для исправления недостатков до 12 мая 2023 г. Копию настоящего определения административному истцу следует направить для сведения, предложив ему исправить указанные в определении Верховного Суда Чеченской Республики от 16 января 2023 г. недостатки (за исключением указания административных ответчиков СУ СК РФ по ЧР и следователя СУ СК РФ по ЧР ФИО путем направления надлежаще оформленного административного иска в адрес Верховного Суда Чеченской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Верховного Суда Чеченской Республики от 16 января 2023 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части определения Верховного Суда Чеченской Республики от 16 января 2023 г. суждение о необходимости указания административных ответчиков СУ СК РФ по ЧР и следователя СУ СК РФ по ЧР ФИО
Продлить установленный судом первой инстанции срок для исправления недостатков административного иска до 12 мая 2023 г, разъяснив административному истцу необходимость предъявления в адрес Верховного Суда Чеченской Республики надлежаще оформленного административного иска в срок до 12 мая 2023 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Г.В. Рассказова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.