Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Стаховой Т.М, Бутковой Н.А, при секретаре Родионовой Е.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-50/2022 по апелляционной жалобе Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2022 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью Энергетическая компания " "данные изъяты"" о признании недействующим в части приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2019 года N 247-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую обществом с ограниченной ответственностью Энергетическая компания " "данные изъяты"" и поставляемую потребителям села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район, на 2020 - 2022 годы".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" - ФИО5, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) от 11 декабря 2019 года N 247-т (далее - Приказ N 247-т), опубликованным в издании "Красный Север", спецвыпуск N 102/1, 13 декабря 2019 года, на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.yanao.ru, 16 декабря 2019 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 декабря 2019 года, установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую обществом с ограниченной ответственностью Энергетическая компания " "данные изъяты"" (далее - ООО ЭК " "данные изъяты"", Общество) и поставляемую потребителям села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район, на 2020 - 2022 годы (Т.1 л.д.25-31).
Пунктом 1 Приказа N 247-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую ООО ЭК " "данные изъяты"" на 2020 - 2022 годы, согласно приложению N 1 для потребителей села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район, согласно приложению N 2 льготные тарифы для потребителей села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 247-т ООО ЭК " "данные изъяты"" установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на 2020 - 2022 годы, согласно приложению N 3.
Согласно пункту 3 Приказа N 247-т тарифы, установленные в пункте 1 настоящего приказа, действуют с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2020 года N 256-т (далее - Приказ N 256-т) внесены изменения в приложения N N 1, 2 к Приказу N 247-т.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 декабря 2021 года N 383-т (далее - Приказ N 383-т) внесены изменения в Приказ N 247-т. Приложения N N 1, 2 изложены в новой редакции (Т.1 л.д.95-98).
ООО ЭК " "данные изъяты"" обратилось в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просило признать недействующим Приказ N 247-т с даты его принятия в части пункта 1, Приложения N 1 и Приложения N 2 к приказу, как в первоначальной редакции, так и в редакции Приказа N 383-т (Т.24 л.д.216-217).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, что привело к установлению экономически необоснованного тарифа и нарушает права административного истца, который владеет на праве собственности и аренды на территории села Красноселькуп котельными, тепловыми сетями и иными объектами, образующими систему теплоснабжения, с использованием которых Общество осуществляет производство и передачу тепловой энергии населению.
ООО ЭК " "данные изъяты"" указывает, что при принятии Приказа N 247-т и изменений к нему объем полезного отпуска определен Департаментом неверно, ввиду того, что административный ответчиком не учтены расходы тепловой энергии на хозяйственные нужды, предложенные Обществом для учета в тарифе на помещения административно-управленческого персонала (далее - АУП) и авто-транспортного цеха (далее - АТЦ), а при корректировке НВВ на 2022 год не учтены фактические расходы на хозяйственные нужды, понесенные Обществом в 2020 году. Кроме этого административным ответчиком необоснованно исключена из НВВ экономия расходов на топливо за 2020 год.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2022 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим с момента принятия Приказ N 247 в части пункта 1 Приложения N 1 и Приложения N 2 к Приказу (Т.25 л.д.93-107).
Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что судом неверно применены нормы материального права, поскольку из объема полезного отпуска исключается объем расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды только на источнике тепловой энергии, расход тепловой энергии на хозяйственные нужды не является статьей расходов, включаемых в состав НВВ, а является объемным показателем, участвующим в определении выработки тепловой энергии и расчета объема полезного отпуска; экспертные заключения и протоколы заседаний, отвечают требованиям, установленным Правилами регулирования; вывод суда о формировании экономии расходов на топливо, связанный со сменой вида топлива противоречит положениям законодательства в сфере тарифного регулирования, расходы регулируемой организации возмещены в ином порядке (Т.25 л.д.116-123).
ООО ЭК " "данные изъяты"", прокурором, участвующим в деле представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.25 л.д.133-137).
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО7, заключение прокурора, приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Из материалов дела следует, что административный истец на территории села Красноселькуп владеет на праве собственности и аренды котельными, тепловыми сетями и иными объектами, образующими систему теплоснабжения, с использованием которых осуществляется производство и передача тепловой энергии населению.
ООО ЭК " "данные изъяты"" 23 апреля 2019 года обратилось в Департамент с заявлением N 341 об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2020-2024 годы и утверждении тарифа на тепловую энергию (мощность) (Т.1 л.д.32-46).
Департаментом проведена экспертиза представленных Обществом документов, подготовлено экспертное заключение N 28 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) производимую ООО ЭК " "данные изъяты"" и поставляемую потребителям села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район, на 2020 год" (Т.1 л.д.47-62).
Приказом N 247-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую ООО ЭК "ТВЭС" и поставляемую потребителям села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район, на 2020 - 2022 годы.
Пунктом 2 Основ ценообразования определено, что НВВ представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования; "объем полезного отпуска" - количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.
Согласно положений пункта 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как установлено пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию); е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.
В целях корректировки тарифов ООО ЭК " "данные изъяты"" 30 апреля 2021 года обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на 2022 год, предоставив обосновывающие материалы, расчеты (Т.1 л.д.63-66).
Также административным истцом 15 октября 2021 года в Департамент направлены дополнения к заявлению об установлении тарифов на 2022 год по статьям "полезный отпуск"; "расходы на создание резерва по сомнительным долгам" (Т.1 л.д.79-81).
Департаментом проведена экспертиза представленных Обществом документов, подготовлено экспертное заключение N 149 "О корректировке установленных тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую ООО ЭК " "данные изъяты"" и поставляемую потребителям села Красноселькуп муниципального образования Красноселькупский район, на 2022 год" (Т.1 л.д.99-130).
В соответствии с Приказом N 383-т внесены изменения в Приказ N 247-т в части установления тарифа на 2022 год (Т.1 л.д.95-98).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет НВВ и тарифа произведен Департаментом без учета плановых и фактических объемов тепловой энергии на хозяйственные нужды на помещения АУП и АТЦ, которые подлежат исключению из объема полезного отпуска, поскольку потребляются самой организацией.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено пунктом 8 Методических указаний для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.
Приложением 4.1 к Методическим указаниям определена форма, в соответствии с которой определяется расчет полезного отпуска тепловой энергии. Согласно указанной форме расход тепловой энергии на хозяйственные нужды предусматривает расход тепловой энергии только на источнике тепловой энергии.
С учетом изложенного, объем полезного отпуска, определенный Департаментом в соответствии с пунктом 8 Методических указаний, выразившийся в исключении из объема полезного отпуска только объема расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды, исключительно на источнике тепловой энергии, соответствует тарифному законодательству.
Расходы тепловой энергии на АУП и АТЦ, которые ООО ЭК " "данные изъяты"" просило отнести к расходам на хозяйственные нужды, таковыми не являются, поскольку указанные расходы тепловой энергии не возникают на источниках тепловой энергии (котельных), ввиду того, что указанные помещения не предназначены для выработки тепловой энергии.
Судебная коллегия считает, что ссылка суда первой инстанции и административного ответчика на Приложение 4.4 к Методическим указаниям является необоснованной, поскольку форма указанного приложения не определяет расчет полезного отпуска.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности применения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела положений Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении N РД 34.09.101-94, утвержденной Главгосэнергонадзором России 2 сентября 1994 года, заслуживают внимания, поскольку указанная Типовая инструкция распространяется на системы учета электроэнергии и мощности, применяемые в действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках Минтопэнерго Российской Федерации, и может быть использована другими ведомствами; содержит основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, устанавливает требования к организации, составу и правилам эксплуатации систем учета электроэнергии и мощности и предназначена для персонала акционерных обществ энергетики и электрификации (энергосистем) Российской Федерации, проектных организаций и потребителей. То есть, указанная Типовая инструкция не распространяет свое действие на тарифное регулирование в сфере теплоснабжения.
Также подлежит отклонению довод административного истца о необходимости применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", поскольку настоящий документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" для ценовых зон теплоснабжения.
Приказом Росстата от 23 декабря 2016 года N 848 утвержден статистический инструментарий для организации ФАС России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере теплоэнергетики (далее - Приказ 848).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 848 утверждена и введена в действие форма федерального статистического наблюдения N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе ФАС России.
Согласно указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, в ней отражается объем тепловой энергии, который используется на собственное производство энергоснабжающей организации (за исключением потерь тепловой энергии на собственное производство источника теплоснабжения и потерь в тепловых сетях организации) и не реализуется сторонним потребителям.
В форме N 46-ТЭ, представленной в орган регулирования объем тепловой энергии на хозяйственные нужды АУТ и АТЦ не указан. В заявлении об установлении тарифа на 2022 год, Обществом фактический объем полезного отпуска подтвержден статистической отчетностью по форме N 46-ТЭ, где указан размер полезного отпуска, в соответствии с заявлением об установлении тарифа, также Обществом представлена таблица в соответствии с приложение 4.1 Методических указаний "расчет полезного отпуска", в которой объемы полезного отпуска соответствуют тарифной на заявке.
Отклоняя доводы административного иска в указанной части, судебная коллегия учитывает тот факт, что административным истцом не оспаривалась компенсация Департаментом недополученной выручки Общества, путем учета данных расходов в операционных расходах (коммунальных). Указанные обстоятельства подтвердил допрошенный судебной коллегией 22 марта 2023 года свидетель ФИО7 Оснований не доверять показаниям свидетеля у судебной коллегии не имеется, свидетель предупрежден об уголовной ответственности по статье 306, 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Факт учета планового объема полезного отпуска с учетом объема полезного отпуска на АУП и АТЦ в 2020 году не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку указанные объемы учитывались органом регулирования при установлении тарифа, как плановые и обоснованно скорректированы на 2022 году по факту 2020 года, в соответствии с пунктом 8 Методических указаний.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Департаментом объем полезного отпуска ООО ЭК " "данные изъяты"" правомерно определен исходя из объема выработки тепловой энергии, уменьшенного на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды только на источнике выработки тепловой энергии и уменьшенный на величину нормативных потерь тепловой энергии.
По указанным выше основаниям, вывод суда первой инстанции о неверной корректировке НВВ на 2022 год проведенной без учета фактических расходов тепловой энергии на хозяйственные нужды (по объектам АУП и АТЦ), понесенных ООО ЭК " "данные изъяты"" в 2020 году, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку фактические расходы тепловой энергии на хозяйственные нужды за 2020 год учтены органом регулирования с уменьшением объема тепловой энергии на источнике выработки тепловой энергии и величины нормативных потерь.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами административного истца, которые поддержал суд первой инстанции, что экспертное заключение и протокол заседания Коллегии не соответствуют положениям пунктов 29, 32 Правил регулирования, поскольку указанные доводы опровергаются содержанием указанных документов. В экспертных заключениях, в приложениях к заключениям и протоколах заседаний Коллегии отражен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат; содержится обоснование порядка определения объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); имеется сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду.
Отклоняя указанные доводы, судебная коллегия учитывает, что само по себе отсутствие в экспертном заключении тех или иных расчетов не свидетельствует о неверно или необоснованно произведенном расчете тарифа, корректировки тарифа при условии, что итоговые показатели содержатся в экспертных заключениях, в приложениях к заключениям и они признаны судебной коллегией обоснованными.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами по делу, что в декабре 2015 года ООО ЭК " "данные изъяты"" приобрело за счет собственных средств объект незавершенного строительства - котельную "Термаль", работающую на природном газе, с установленной мощностью 15 МВт, проектной мощностью 26 МВт.
К выработке тепловой энергии посредством котельной "Термаль" с использованием нового вида топлива (природный газ) ООО ЭК " "данные изъяты"" приступило в 4 квартале 2015 года, в связи с чем Общество рассчитывало на сохранение в составе НВВ экономии расходов на топливо от смены вида топлива на период с 2016 года по 2020 год, заявив в предложении об установлении тарифов экономию на топливо за 2020 год.
Из экспертного заключения следует, что указанная экономия расходов на топливо не учтена Департаментом в полном объеме.
В настоящее время порядок определения экономии расходов, в том числе, связанных со сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии предусмотрен пунктом 66 Основ ценообразования, принятого в развитие положений части 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ). Пунктами 31, 43-48 Методических указаний предусмотрен порядок определения экономии, а также установлены формулы расчета экономии от снижения потребления энергетических ресурсов.
В силу положений части 8 статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ при переходе на расчеты за энергетические ресурсы на основании данных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, в подлежащую учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче соответствующих энергетических ресурсов необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, могут включаться затраты таких организаций на реализацию действий по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче, на период не более чем пять лет при условии обеспечения экономического эффекта для потребителей от такого сокращения в виде уменьшения стоимости используемых энергетических ресурсов в сопоставимых условиях. При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, - на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии, в том числе путем снижения объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, подлежащего учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов. Порядок, методы и принципы установления цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом положений настоящей части устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 66 Основ ценообразования экономия расходов на приобретение топлива, образующаяся в результате смены видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, определяется в части сокращения расходов на топливо, рассчитанных исходя из объемов его потребления и соответствующих цен, за исключением случая, когда источником финансирования мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой являются устанавливаемые в соответствии с настоящим документом тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком необоснованно исключена экономия на топливо, образовавшаяся от смены вида топлива в 2020 году, поскольку мероприятия по приобретению и началу эксплуатации котельной "Термаль" осуществлено ООО ЭК " "данные изъяты"" в рамках программы энергосбережения и энергоэффективности и является мероприятием по сокращению объема используемых энергетических ресурсов в связи со сменой вида топлива.
Судебная коллегия не может согласится с выводами суда первой инстанции о необоснованности отклонения Департаментом экономии расходов на топливо, поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтено, что до 7 февраля 2017 года (дата вступления в силу изменений Основ ценообразования, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года N 54 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") Основы ценообразования не содержали положений по порядку определения экономии расходов на топливо, а обязанность органа регулирования учитывать указанную экономию, в соответствии с частью 8 статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ не носила императивного характера.
Сторонами по делу не оспаривалось, подтверждено свидетелем ФИО7, что возмещением понесенных Обществом затрат, связанных с приобретением котельной "Термаль" являлись расходы, учтенные в составе тарифов на тепловую энергию, при этом финансирование мероприятий было запланировано с 2016 года, однако часть сумм, приходящихся на 2016 год была учтена Департаментом в составе фактических расходов Общества за 2015 год и впоследствии была компенсирована в составе тарифа на 2017 год. В составе НВВ с 2015 года по 2017 год учтены фактические расходы на финансирование инвестиционной программы в размере 218968, 08 тыс.руб. (2015 год (56840, 39 тыс.руб.)+2016 год (85100 тыс.руб.)+2017 год (77027, 69 тыс.руб.)). С 2018 года указанные расходы учитывались в составе фактических расходов Общества по статье расходов "Экономия топлива" и за период с 2018 года по 2019 год расходы учтены в размере 305307, 90 тыс.руб. (2018 год (150398 тыс.руб.)+2019 год (154909, 90 тыс.руб.)).
Указанное свидетельствует, что в период 2015 - 2019 годы ООО ЭК " "данные изъяты"" компенсированы расходы на приобретение и реконструкцию котельной "Термаль" за счет тарифных источников в размере 524275, 98 тыс.руб, в объеме, превышающим балансовую стоимость объекта, которая составляет 470664, 95 тыс.руб, в соответствии с инвестиционной программой в которой указано, что источником ее финансирования является экономия топлива, а также в соответствии с программой энергосбережения и энергоэффективности. Судебная коллегия считает, что в отсутствие механизма возмещения затрат Общества на момент перехода к выработке тепловой энергии посредством котельной "Термаль" с использованием нового вида топлива (природный газ), порядок возмещения понесенных Обществом расходов, с учетом полной компенсации таковых, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2022 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 2 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе обществу с ограниченной ответственностью Энергетическая компания " "данные изъяты"" в удовлетворении заявленных требований.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.04.2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.