Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Ехалова Ю.А., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N М-50/2023 с частной жалобой Ушакова Михаила Юрьевича на определение судьи Архангельского областного суда от 02 февраля 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Ушакова Михаила Юрьевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ушаков М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости объекта капитального строительства - нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2012 года в размере 700 000 рублей, взыскании судебных расходов.
Определением судьи Архангельского областного суда от 02 февраля 2023 года Ушакову М.Ю. отказано в принятии административного искового заявления к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2012 года в размере 700 000 рублей, взыскании судебных расходов.
В частной жалобе Ушаков М.Ю. просит отменить определение суда от 02 февраля 2023 года полностью и направить дело на новое рассмотрение. Оспариваемое определение считает необоснованным, подлежащим отмене исходя из следующего. Завышенная кадастровая стоимость указанного нежилого здания действовала в период с 01 апреля 2012 года и до 31 декабря 2021 года, она является архивной. Поскольку Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее Федеральный закон о кадастровой оценке) не имеет обратной силы, в указанный период не действовали положения данного закона, а подлежали применению положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Полагает, что ему неправомерно отказано в принятии административного искового заявления.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности, на определение суда об отказе в принятии административного искового заявления, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного выше кодекса, без проведения судебного заседания.
Проверив представленные материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого определения суда на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из административного искового заявления, в результате государственной кадастровой оценки утверждена кадастровая стоимость принадлежащего Ушакову М.Ю. на праве собственности указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 июля 2012 года в размере 2 965 642, 63 рублей.
Являясь собственником объекта капитального строительства, административный истец является плательщиком налога на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Считая установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, Ушаков М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, которая является архивной, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года в размере 700 000 рублей, на основании представленного им отчета об оценке N.
Отказывая в принятии административного искового заявления Ушакова М.Ю, судья суда первой инстанции пришел к выводу, что данное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению в судебном порядке, поскольку с 01 января 2023 года на территории Архангельской области введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке, при этом в судебном порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, могут быть оспорены только решения бюджетных учреждений в отношении заявлений об установлении рыночной стоимости. Несоблюдение этого порядка влечет на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в принятии административного искового заявления.
С такими выводами суда суд апелляционной инстанции согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Из содержания административного искового заявления усматривается, что на дату обращения в суд за Ушаковым М.Ю. сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, для целей, установленных законодательством.
Указывая на переход с 01 января 2023 года на территории Архангельской области к применению правил статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке, предусматривающих внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, суд первой инстанции не учел, что возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке статьей 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке не предусмотрена.
В этой связи толкование нормы пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей последствия принятия решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке, невозможно без учета того обстоятельства, что статья 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке не регулирует отношения, связанные с оспариванием архивной кадастровой стоимости.
Как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона о кадастровой оценке, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2021 год).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 237-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 6).
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (часть 7).
С учетом такого регулирования, принимая во внимание представленные суду административным истцом сведения, имеются основания для рассмотрения судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал по административному исковому заявлению - возвращению в суд первой инстанции на стадию решения вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления Ушакова М.Ю. об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2012 года.
Руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Архангельского областного суда от 02 февраля 2023 года отменить.
Административный материал направить для рассмотрения со стадии разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Судья Ю.А. Ехалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.