Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Нерюнгри к администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Гимназия N 2 г.Нерюнгри" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г.Нерюнгри, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать МБОУ "Гимназия N 2" в срок до 31 декабря 2022 года выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, ул.Кравченко, д.8 корп.1, а именно: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить ограждение территории в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации; возложить на администрацию МО "Нерюнгринский район" обязанность обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2022 года исковые требования заместителя прокурора удовлетворены. На МБОУ "Гимназия N 2" возложена обязанность обеспечить антитеррористическую безопасность учреждения, путем оснащения учреждения охранной сигнализацией, системой контроля и управления доступа, обустройства въезда на территорию учреждения воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, обеспечить охрану учреждения сотрудниками охранных организаций. На администрацию Муниципального образования "Нерюнгринский район" возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий, обеспечивающих антитеррористическую безопасность МБОУ "Гимназия N2".
Дополнительным решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2022 года МБОУ "Гимназия N 2 г.Нерюнгри" установлен срок исполнения возложенных на образовательное учреждение обязанностей - до 31 декабря.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2022 года гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Нерюнгри к МБОУ "Гимназия N 2", администрации Муниципального образования "Нерюнгринский район" передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2022 года решение Нерюнгринского городского суда Республика Саха (Якутия) от 28 апреля 2022 года и дополнительное решение Нерюнгринского городского суда Республика Саха (Якутия) от 28 июля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление заместителя прокурора удовлетворено. На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 2 г.Нерюнгри" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: г.Нерюнгри, ул.Кравченко, д.8, корпус 1, а именно: оснастить указанный объект охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. На администрацию муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) возложена обязанность обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
26 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), поданная через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) 10 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что Нерюнгринская районная администрация в рамках своих полномочий не имеет возможности обеспечить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объектов общеобразовательного учреждения. Требование обеспечить охрану сотрудниками охранных организаций сроком до 31 декабря 2022 года (до 31.12.2023) является неисполнимым по причине отсутствия в г.Нерюнгри охранных организаций, которые согласны выполнять данный объем работы. Административное исковое заявление не могло быть подано в порядке статьи 39 КАС РФ, поскольку требование прокурора города Нерюнгри о возложении обязанности по финансированию муниципального учреждения направлено на исполнение обязанности установленной законом по антитеррористической защищенности объектов и, соответственно, заявлено не в интересах неограниченного круга лиц, а в отношении Гимназии N 2, как лица, обязанного исполнить предписание закона. Учитывая тот факт, что категория опасности у образовательного учреждения изменилась в мае 2022 года, срок осуществления террористических мероприятий в силу п.11 подп."е" Постановления N 1006 определяется после нового категорирования объекта с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, то есть поэтапно до 31 декабря 2024 года. В мотивировочной части апелляционного определения имеется отсылка на подп. "е" п.11 Требований N1006, при этом расчет сделан на календарный год.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Царевой М.Г, изучив письменные возражения прокуратуры Республики Саха (Якутия), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ) под термином "противодействие терроризму" понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ).
Положениями пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее - Требования к антитеррористической защищённости).
Из содержания пункта 24 Требований следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их фукционированием, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой г.Нерюнгри проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов дошкольных и общеобразовательных учреждений Нерюнгринского района выявлено, что муниципальному бюджетному образовательному учреждению Гимназия N 2 присвоена 2 категория опасности, однако, образовательное учреждение не соответствует требованиям антитеррористической защищенности объектов указанной категории.
Так, в учреждении отсутствует оснащение охранной сигнализацией, не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отсутствует оборудование объекта системой контроля и управлением доступа и оснащение въездов на объект воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц посещающих учреждение.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невыполнение необходимых требований антитеррористической защищенности отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся). До настоящего времени антитеррористические мероприятия не реализованы, ввиду чего суд обязал образовательное учреждение устранить недостатки системы антитеррористической безопасности учреждения.
Возлагая на администрацию Муниципального образования "Нерюнгринский район" обязанность обеспечить финансирование мероприятий, обеспечивающих антитеррористическую безопасность МБОУ "Гимназия N2 г.Нерюнгри", суд исходил из того, что ненадлежащее финансирование не позволяет МБОУ "Гимназия N 2" осуществлять в полной мере безопасность объекта (территории).
В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлен паспорт безопасности от 13 сентября 2022 года, согласно которому образовательному учреждению "Гимназия N 2 г.Нерюнгри" присвоена третья категория опасности. Территория данного объекта имеет ограждение, системы тревожной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения с фиксацией событий, речевого оповещения. Изменение категории опасности данного образовательного учреждения состоялось на основании акта комиссии от 13 мая 2022 года.
Поскольку система безопасности данного учреждения признана не соответствующей установленным требованиям, комиссия на основании пункта 25 Требований определилаперечень мероприятий по совершенствованию системы безопасности объекта, повышению уровня его инженерно-технической защищенности: оборудование СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта (1), оснащение системой охранной сигнализации (2), обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (3), оборудование КПП конструкцией, обеспечивающей надежную защиту охранника (4), оборудование ограждения инженерно-техническими средствами охраны (5), обеспечение непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов (6).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования прокурора, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищённости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, исходя из установленных по делу новых обстоятельств относительно категории опасности объекта образования и перечня мероприятий по совершенствованию системы безопасности объекта, пришла к выводу о том, что образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью, как несовершеннолетних учащихся, так и работников учреждения. Исходя из пункта 11 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установилсрок устранения выявленных нарушений до 31 декабря 2023 года.
Поскольку решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменены апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), суд кассационной инстанции, проверяя только законность постановления суда апелляционной инстанции.
При этом оснований не согласиться с такими выводами нижестоящего суда у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Вопреки доводу кассационной жалобы о том, что административное исковое заявление не могло быть подано в порядке статьи 39 КАС РФ, поскольку требование прокурора города Нерюнгри заявлено не в интересах неограниченного круга лиц, а в отношении Гимназии N 2, требования прокурора направлены на защиту прав и законных интересов как учащихся Гимназии N 2 и ее преподавательского состава, так и любых посетителей учебного учреждения, круг которых не является определенным, что послужило основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.39 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в г.Нерюнгри охранных организаций, которые согласны выполнять необходимый объем работы, не могут служить основанием к освобождению административных ответчиков от исполнения обязанности, возложенной на них Федеральным законом.
Иные мотивы, положенные в обоснование жалобы, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное субъективное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка при применении норм материального или процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.