Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю на решение Советского районного суда г. Владивостока от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 октября 2022 года, принятые по административному делу по исковому заявлению Козыря ФИО8 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя ГУФСИН России по Приморскому краю Симанишину А.Ю, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козырь Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (ГУФСИН России по Приморскому краю) о признании незаконным решения, оформленного протоколом комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20 июня 2019 года N N, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проходит службу в ГУФСИН России по Приморскому краю, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. 4 декабря 2018 года он обратился с рапортом о принятии его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ) на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты от 20 июня 2019 года N N ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением документов, подтверждающих регистрацию и совместное проживание с супругой Козырь Н.С, намеренным ухудшением жилищных условий для приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку в комиссию были представлены документы, подтверждающие совестное проживание с супругой, в оспариваемом решении не указано, какие именно действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, он совершил, законных оснований для признания его членом семьи матери Козырь В.В, имеющей в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", не имелось.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 31 марта 2022 года исковые требования Козыря Д.С. удовлетворены, решение ГУФСИН России по Приморскому краю, оформленное протоколом от 20 июня 2019 N N, об отказе Козырю Д.С. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным; на ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность поставить Козыря Д.С. на учет с 4 декабря 2018 года для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 июля 2022 года гражданское дело по иску Козыря Д.С. на основании части 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 октября 2022 года решение Советского районного суда г. Владивостока от 31 марта 2022 года оставлено без изменения.
12 декабря 2022 года ГУФСИН России по Приморскому краю подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 22 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Козырем Д.С. требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указал, что административным истцом не были представлены необходимые документы для постановки на учет с целью получения ЕСВ, а именно документы, подтверждающие регистрацию и совместное проживание с супругой на день подачи рапорта.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГУФСИН России по Приморскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования Козыря Д.С, суды нижестоящих инстанций, применив положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3) и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и установив, что согласно договору найма служебного жилого помещения от "данные изъяты" и справке ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю заявитель и его супруга Козырь Н.С. проживают совместно по адресу: "адрес" намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, перечень которых предусмотрен частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3, в оспариваемом решении не указаны, предусмотренных частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отнесения Козыря Д.С. к членам семьи его матери не установлено, пришли к выводу о несоответствии закону решения, оформленного протоколом комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю от 20 июня 2019 года N N, и нарушении прав административного истца.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в части 2 статьи 1 названного закона. К таким лицам относятся, в том числе супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Признавая за Козырем Д.С. с учетом членов его семьи (супруги) право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что при наличии зарегистрированного брака регистрация супругов по различным адресам не является основанием для отказа в принятии на учет, если установлена нуждаемость сотрудника в жилом помещении; с учетом положений жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующих отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан (часть 1 статьи 30, части 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации), оснований для признания Козыря Д.С. членом семьи его матери Козырь В.В. только в связи с наличием у него регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" принадлежащем на праве собственности Козырь В.В, не имелось, так как комиссией не было установлено проживание заявителя в данном жилом помещении; в принятом решении комиссией не указано, какие именно действия, перечисленные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, совершил сотрудник и (или) члены его семьи, повлекшие ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения сотрудником права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
По существу доводы кассационной жалобы административного ответчика сводятся к несогласию с оценкой исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств, а также к оспариванию обоснованности выводов судов о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного спора. Однако иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.