Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Киселева Т.А. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторину О.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ванинского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, уточнив требования которого, просил признать незаконным бездействия в части неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в п. Датта, возложить обязанность исполнить требования по обеспечению безопасности размещения отходов, санитарных правил, регулирующих вопросы размещения и обезвреживания отходов производства и потребления на объекте размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером N: произвести санитарную очистку, обустроить ограждение по периметру всей территории объекта размещения отходов; обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на межселенной территории вблизи п. Датта Ванинского муниципального района расположена свалка бытовых отходов, используемая для нужд сельского поселения, которая не соответствует требованиям, установленным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов", органом местного самоуправления не проводится санитарная очистка прилегающей территории зеленой зоны от мусора. Допущенные нарушения нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года административные исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Ванинского муниципального района, выразившееся в неисполнении санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на земельном участке, расположенном в с. Датта Ванинского муниципального района, с кадастровым номером N; на администрацию Ванинского муниципального района возложена обязанность исполнить требования по обеспечению безопасности размещения отходов, исполнить санитарные правила, регулирующие вопросы размещения и обезвреживания отходов производства и потребления на объекте размещения отходов на земельном участке, расположенном в с. Датта Ванинского муниципального района, с кадастровым номером N, а именно: произвести санитарную очистку, обустроить ограждение по периметру всей территории объекта размещения отходов - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обустроить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами - в срок до 31 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 июня 2022 года решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года оставлено без изменения, четвертый абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "произвести санитарную очистку по периметру территории объекта размещения отходов на земельном участке, на прилегающей территории за его границами; обустроить легкое ограждение по периметру территории объекта размещения отходов".
22 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Киселева Т.А, поданная 2 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал, что в соответствии территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, размещение ТКО Даттинского сельского поселения должно осуществляться на районном полигоне по утилизации отходов производства и потребления г. Советская Гавань. На спорном земельном участке отсутствует какой-либо объект, подпадающий под понятие "полигон твердых бытовых отходов", в связи с чем является несанкционированным местом размещения ТКО, в отношении которого положения Приказа Минприроды от 14 мая 2019 года N 303 не подлежат применению. Кроме того, спорный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации Даттинского сельского поселения Ванинского муниципального района, в связи с чем администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды, руководствуясь пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 3, пунктами 2, 3 статьи 8, пунктами 6, 7 статьи 12, пунктами 1, 2 статьи 13, пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 2, 8, 22, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов", санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, исходили из того, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных
районов отнесено к вопросам местного значения муниципального района, расположенный на межселенной территории вблизи п. Датта земельный участок с кадастровым номером N предоставлен администрации Даттинского сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование для размещения объекта "Полигон захоронения бытовых отходов", фактически используется как полигон для размещения и накопления твердых коммунальных отходов, вывоз которых осуществляется с территории сельского поселения, однако не соответствует установленным Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303 (пункт 7), действовавшим до 21 апреля 2022 года, а в настоящее время установленным Приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года N 765 (пункт 7) требованиям к объектам размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и с учетом данных обстоятельств пришли к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Оснований не согласиться с данными выводами нижестоящих судов не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационной жалобой административного ответчика не опровергаются.
Требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов, введенным в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющим документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, содержатся в абзаце четвертом пункта 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды от 14 мая 2019 года N 303.
Так, исходя из данной нормы по периметру всей территории объекта размещения твердых коммунальных отходов должно быть предусмотрено обустройство легкого ограждения, производственно-бытового здания, шлагбаума, контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, переносное сетчатое ограждение как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов.
Аналогичные требования предусмотрены Приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года N 765 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов".
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлен и фактически используется для размещения ТКО для нужд Даттинского сельского поселения, однако в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления не оформлен и не оборудован, решение о рекультивации данного полигона не принято, также не проводится санитарная очистка на прилегающей территории объекта размещения ТКО.
Вопреки доводам кассационной жалобы эксплуатация спорного объекта размещения твердых коммунальных отходов до его ликвидации должна осуществляться с соблюдением установленных действующим законодательством требований, и обустройство такого объекта отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного ответчика противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены при разрешении дела, поэтому основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не могут.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.