Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Герасимовой М.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2022 года, принятое по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО9 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании права на выкуп земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Герасимову М.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца Колонтаевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шевелёв Е.К. обратился в суд с исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании права на выкуп земельного участка с кадастровым номером N6, расположенного по адресу: N, площадью 9300 кв.м. без проведения торгов, возложении обязанность заключить договор выкупа земельного участка.
В обоснование заявленных требований Шевелёв Е.К. указал, что на основании договора аренды земель особоохраняемых территорий от N он является арендатором земельного участка площадью 9300 кв.м. с кадастровым номером N, предоставленного для эксплуатации недвижимого имущества и расположенного на межселенной территории. После получения разрешения на строительство на арендуемом земельном участке возведен жилой дом площадью 139, 9 кв.м. с кадастровым номером N, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года.
В целях реализации права на получение земельного участка в собственность за плату он неоднократно обращался в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность, в чем ему было отказано. Полагает, что расположение земельного участка в охранной зоне Большехехцирского государственного природного заповедника не может служить препятствием для предоставления земельного участка в собственность, поскольку земли, расположенные в охранной зоне особо охраняемых природных территорий, законом не отнесены к землям, изъятым или ограниченным в обороте.
Протокольным определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 7 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" (ФГБУ "Заповедное Приамурье").
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Шевелёва Е.К. отказано.
Принимая данное решение, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 14.1 статьи 39.16, статей 94, 95, 98, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 58, пунктов 1, 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 2, 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31 января 1964 года N 76р об установлении охранной зоны вокруг Большехехцирского заповедника, Положением об охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, утвержденным Главным управлением по охране природы, заповедникам, лесному и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР 11 мая 1984 года, и исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне сельского поселения с. Казакевичево рекреационного назначения, на землях особо охраняемых природных территорий, в данном случае в охранной зоне государственного природного заповедника "Большехехцирский", поэтому размещение жилого дома на таком земельном участке запрещено, а также отсутствия доказательств, подтверждающих необходимость использования истцом земельного участка в испрашиваемой площади.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2022 года решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 июня 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Шевелёва Е.К. удовлетворены, за Шевелёвым Е.К. признано право на приобретение земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 9 300 кв.м. в собственность за плату, без проведения торгов; на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта заключить с Шевелёвым Е.К. договор купли-продажи на предоставление в собственность (без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 9 300 кв.м.
6 декабря 2022 года представителем административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Герасимовой М.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2022 года и оставлении в силе решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 июня 2022 года.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям рекреационного назначения, на которых возведение жилого дома не допустимо, поэтому земельный участок, как ограниченный в обороте, не может быть передан в собственность истца. В данном случае исключительное право заявителя на приобретение земельного участка, в связи с расположением на нем жилого дома, ограничено федеральными законами.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2022 года гражданское дело с кассационной жалобой комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущено нарушений, влекущих отмену апелляционного определения в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Шевелёва Е.К, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расположение спорного земельного участка с кадастровым номером N в границах охранной зоны государственного природного заповедника "Большехехцирский" и водоохранной зоне водного объекта "Амурская протока" в силу действующего правового регулирования не является препятствием для его предоставления в собственность, использование таких земельных участков допускается с соблюдением ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно подпункту 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является одним видов зон с особыми условиями использования территорий; в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
К зонам с особыми условиями использования территории также отнесена водоохранная зона (подпункт 13 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации), ограничения использования земельных участков в пределах данной зоны установлены частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером N площадью 9300 кв.м, предоставленный Шевелёву Е.К. по договору аренды для эксплуатации недвижимого имущества, расположен в водоохранной зоне водного объекта "Амурская протока" и охранной зоне Большехехцирского государственного природного заповедника. На основании разрешения на строительства Шевелёв Е.К. возвел на арендованном земельном участке индивидуальный жилой дом площадью 139, 9 кв.м, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости "адрес" года.
Большехехцирский государственный природный заповедник учрежден распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 октября 1963 года N 4297-р. Положением об охранной зоне заповедника, на основании распоряжения исполнительного комитета Хабаровского краевого совета депутатов трудящихся и совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31 января 1964 года N 76-р, в соответствии со статьей 40 Основ земельного законодательства СССР и статьей 108 Земельного кодекса РСФСР вокруг Большехехцирского государственного заповедника установлена охранная зона шириной 1 км.
При этом в Положении об охранной зоне Большехехцирского государственного природного заповедника содержится запрет на осуществление в границах этой зоны деятельности, нарушающей природный комплекс заповедника и угрожающей сохранению природных объектов.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2).
Названная статья также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. К таким объектам отнесены, в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (подпункт 1 пункта 4), и находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5). Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (пункты 1, 4).
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).
При этом в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16).
Из изложенного следует, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников, а также земельных участков, расположенных в водоохранной зоне. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
В материалы дела не представлены доказательства использования Шевелёвым Е.К. земельного участка в нарушение действующего законодательства без соблюдения установленного для этого земельного участка особого правового режима.
Доводы, изложенные административным ответчиком в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного спора.
Однако иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.