Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Зайниддинова Шохруха Тоштемира Угли на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Зайниддинова Ш.Т.У. к МВД по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя административного истца Шоназарова Х.Ф, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
гражданин Республики Узбекистан Зайниддинов Ш.Т.У. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 3 марта 2022 года и решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации от 15 марта 2022 года, ссылаясь на то, что оспариваемые решения приняты без учета всех обстоятельств его пребывания в Российской Федерации, тяжести совершенных им административных правонарушений, не отвечают требованиям справедливости и соразмерности.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2022 года, в удовлетворении заявленных Зайниддиновым Ш.Т.У. административных исковых требований отказано.
19 декабря 2022 года административным истцом Зайниддиновым Ш.Т.У. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не учтены характер и степень общественной опасности совершенных им административных правонарушений, пропуск административным ответчиком срока для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерации, установленного соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено такого рода нарушений, влекущих отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении него в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Как следует из материалов дела, 3 марта 2022 года УВМ МВД по Республике Саха (Якутия) в отношении гражданина Республики Узбекистан Зайниддинова Ш.Т.У. принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на 3 года - до 16 января 2025 года.
Данное решение принято на основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с неоднократным привлечением Зайниддинова Ш.Т.У. к административной ответственности за совершение административных правонарушений в течение трех лет: 19 февраля 2020 года - по части 3 статьи 12.23 КоАП РФ, 22 декабря 2020 года - по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, 5 октября 2021 года - по статье 12.6 КоАП РФ, 25 декабря 2021 года - по части 3 статьи 12.23 КоАП РФ, 2 января 2022 года - по части 2 статьи 12.20 КоАП РФ, 5 января 2022 года - по части 1 статьи 12.19 КоАП РФ.
На основании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию 3 марта 2022 года начальником УВМ МВД по Республике Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пунктом 26.1 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 22 ноября 2021 года N 926, вынесено решение N N о сокращении Зайниддинову Ш.Т.У срока временного пребывания в Российской Федерации до 17 марта 2022 года.
Выводы судебных инстанций о законности принятых в отношении административного истца решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Несмотря на то, что вышеприведенные нормы законодательства, регулирующие правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, не содержат безусловного запрета на въезд иностранного гражданина в Российскую Федерацию в случае, если он два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административных правонарушений, в рассматриваемом случае реализация миграционным органом своих полномочий в отношении Зайниддинова Ш.Т.У. соответствует охраняемым законом целям и является адекватной мерой государственного реагирования, поскольку была обусловлена его систематическим противоправным поведением в связи с совершением на территории Российской Федерации административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами при разрешении настоящего административного дела учтены тяжесть и характер совершенных Зайниддинова Ш.Т.У. административных правонарушений, степень его вины, поведение иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации, семейные обстоятельства. Утверждение административного истца о нарушении оспариваемыми решениями его права на уважение личной жизни ввиду того, что он длительное время проживает в Российской Федерации, имеет на территории родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, обоснованно признано судами несостоятельным.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные положения Конвенции не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории.
Более того, названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, с учетом лежащей на государстве ответственности за обеспечение публичного порядка, обязывающей его контролировать въезд в страну. Вместе с тем, решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В рассматриваемом случае оспариваемые решения являются законными, необходимыми для защиты национальных интересов государства, оправданными насущной социальной необходимостью и соответствующими правомерной цели, к избыточному ограничению прав и свобод административного истца не привели. Неоднократное привлечение Зайниддинова Ш.Т.У. к административной ответственности свидетельствует о его явном пренебрежении к установленным в Российской Федерации нормам поведения и нежелании соблюдать законодательство страны пребывания.
Законодатель в пункте 4 статьи 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" связывает запрещение въезда в Российскую Федерацию с наличием факта неоднократного привлечения иностранного гражданина или лица без гражданства к административной ответственности, при этом закон не содержит исключений по признаку незначительности или категории административных правонарушений для решения вопроса о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, поэтому доводы кассационной жалобы административного истца о том, что совершенные им административные правонарушения не связаны с грубым нарушением правил дорожного движения, являются необоснованными.
Вопреки позиции административного истца, решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию принято с соблюдением сроков, установленных пунктом 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, в соответствии с которым решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства", в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств, что не означает исчисление указанного срока со дня совершения иностранным гражданином последнего административного правонарушения, которое было учтено при принятии решения о неразрешении въезда.
При этом нарушение данного срока само по себе не являются основанием к отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, поскольку данный срок не является пресекательным, его несоблюдение не свидетельствует о невозможности вынесения такого решения.
Поскольку выводы, изложенные в судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2022 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Зайниддинова Ш.Т.У. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.