Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Кузьминых ФИО6 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 22 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Кузьминых А.С. к МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании незаконными действий, возложении обязанности совершить регистрационные действия в отношении транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузьминых А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет транспортного средства, возложении обязанности зарегистрировать транспортное средство "Nissan Terrano", государственный регистрационный знак N, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области Симоненко О.С. от 30 апреля 2022 года ему отказано в проведении регистрации принадлежащего ему транспортного средства - автомобиля "Nissan Terrano", государственный регистрационный знак N, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в связи с невозможностью идентификации транспортного средства вследствие уничтожения заводской маркировки.
С указанным решением он не согласен, так как транспортное средство проходило государственный технический осмотр, было зарегистрировано в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, при регистрации транспортного средства 22 октября 2019 года в свидетельстве о регистрации ТС и в ПТС были внесены записи об отсутствии номера шасси (рамы), транспортное средство ранее было идентифицировано по номеру кузова N
Определениями Благовещенского городского суда Амурской области от 21 июня 2022 года и от 7 июля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Амурской области, в качестве заинтересованного лица - инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области Симоненко О.С.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 22 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 октября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Кузьминых А.С. отказано.
14 декабря 2022 года административным истцом Кузьминых А.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и вынесении нового решения.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при разрешении дела судами не учтено, что факт подделки либо изменения маркировочных данных транспортного средства, а также правоустанавливающих документов на транспортное средство экспертными исследованиями не установлен, транспортное средство с 2000 года и по настоящее время состоит на регистрационном учете в ГИБДД, у автомобиля был единственный собственник, который использовал его до даты продажи, в ПТС N, выданном ГИБДД УВД г. Благовещенска 4 февраля 2000 года, указано, что номер шасси (рамы) отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационной порядке.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных Кузьминых А.С. административных исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, пришел к выводу, что оспариваемое административным истцом решение соответствует требованиям Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку на представленном на регистрацию транспортном средстве отсутствует идентификационный номер шасси (рамы), который утрачен в результате воздействия коррозии металла на маркируемый участок шасси (рамы), маркировочная табличка на кузове автомобиля закреплена повторно, в результате чего идентификация транспортного средства невозможна, и данное обстоятельство в силу действующего правового регулирования влечет запрет на совершение регистрационных действий.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, мотивированными, основанными на законе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ) под идентификацией транспортного средства понимается проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).
В статье 12 указанного Федерального закона определено понятие идентификационного номера - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов (часть 1); маркировки транспортного средства - идентификационный номер транспортного средства, нанесенный на основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя (часть 2); маркировки основного компонента транспортного средства - идентификационный номер основного компонента транспортного средства, нанесенный на соответствующий основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя (часть 3).
Как установлено частью 1 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ, при внесении в регистрационные данные транспортного средства изменений, в том числе связанных со сменой владельца транспортного средства, проводится осмотр транспортного средства.
При осмотре транспортного средства осуществляются его идентификация и проверка соответствия конструкции транспортного средства представленным документам, а в необходимых случаях - проверка соответствия изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства, документам о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (часть 2).
Из материалов дела следует, что Кузьминых А.С. 30 апреля 2022 года со ссылкой на пункт 92.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950, отказано в проведении регистрационного действия, связанного со сменой владельца транспортного средства на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года в связи с невозможностью идентификации транспортного средства, поскольку при осмотре транспортного средства - автомобиля марки "Nissan Terrano", государственный регистрационный знак N, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, а также в соответствии с заключением эксперта ЭКО МО МВД России "Благовещенский" от 11 апреля 2022 года N N было установлено, что идентификационный номер шасси (рамы) автомобиля утрачен в результате воздействия коррозии металла на маркируемый участок шасси (рамы), восстановить маркировочное обозначение не представилось возможным, маркировочная табличка, содержащая дублирующее обозначение номера шасси (рамы) " N", изготовлена заводским способом, на кузове автомобиля закреплена повторно (подвергалась демонтажу с последующей повторной установкой).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Часть 1 названной статьи содержит основания, при которых запрещается совершение регистрационных действий, в частности, в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства (пункт 1).
По смыслу вышеприведенных положений Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" идентификация транспортного средства является необходимым условием для совершения действий по государственной регистрации транспортного средства.
Идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства, относятся к регистрационным данным транспортного средства (пункт 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ).
К документам, идентифицирующим транспортное средство, отнесены паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), свидетельство о регистрации транспортного средства (части 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ).
Таким образом, для совершения регистрационных действий, в данном случае связанных с внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, должен осуществить идентификацию транспортного средства, то есть установить тождественность идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство.
Требования к идентификации транспортных средств, в том числе требования к маркировке транспортных средств (шасси) идентификационным номером, требования к табличкам изготовителя транспортных средств (шасси) установлены в приложении N 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877.
Согласно пункту 1.1 приложения N 7 Технического регламента на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.
Табличка изготовителя должна быть размещена в удобном для считывания месте - части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента (пункт 2.1).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 1653.
Учитывая, что по результатам осмотра представленного для совершения регистрационного действия транспортного средства были выявлены утрата идентификационного номера шасси (рамы) транспортного средства административного истца в результате воздействия коррозии металла, повторное закрепление маркировочной таблички, содержащей дублирующее обозначение номера шасси (рамы), которая, как установлено экспертом, подвергалась демонтажу с последующей повторной установкой, у должностного лица органа регистрационного учета транспортных средств имелись основания для отказа Кузьминых А.С. в совершении заявленного регистрационного действия.
В данном случае должностное лицо действовало в соответствии с пунктом 18 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764, согласно которому при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств или основных компонентов транспортных средств (кузов, кабина, рама) в розыске либо представленных документов - в числе похищенных орган внутренних дел осуществляет проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этих случаях регистрационные действия производятся по окончании проверок, осуществляемых органами внутренних дел, а в отношении транспортных средств с измененной (уничтоженной) маркировкой - после нанесения дополнительной маркировки.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что у государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области отсутствовали правовые основания для совершения регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства, в связи с чем обоснованно принято решение об отказе в их совершении.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного истца являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 22 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Кузьминых А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.