Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Владивостока Шевченко А.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 ноября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к администрации г. Владивостока об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного ответчика администрации г. Владивостока Шевченко А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения административного истца Антонченко А.Д, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антонченко А.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что распоряжением начальника управления муниципальной собственности г. Владивостока от 8 февраля 2022 года N 363/28 она включена в реестр граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" и ей присвоен реестровый номер N N, однако, в нарушение статьи 5 указанного закона решение о предоставлении земельного участка до настоящего времени не принято, что является незаконным бездействием органа местного самоуправления.
Протокольным определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 6 сентября 2022 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика управления муниципальной собственности г. Владивостока на надлежащего административного ответчика администрацию г. Владивостока.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 6 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 ноября 2022 года, административное исковое заявление Антонченко А.Д. удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в не предоставлении Антонченко А.Д. земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае"; на администрацию г. Владивостока возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Антонченко А.Д. путем принятия решения по ее заявлению от 11 января 2022 года вх. N 227/1у о предоставлении земельного участка в установленные Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-K3 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" срок и порядке.
19 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного ответчика администрации г. Владивостока Шевченко А.В, поданная 13 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Антонченко А.Д. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на отсутствие со стороны администрации г. Владивостока незаконного бездействия, все необходимые мероприятия, направленные на обеспечение многодетных семей земельными участками, осуществляются, но при этом по объективным причинам отсутствуют свободные земельные участки в достаточном количестве. Считает, что возлагая обязанность рассмотреть заявление Антонченко А.Д, суды не учли по результатам рассмотрения заявления принято распоряжение от 8 февраля 2022 года N 363/28 о включении Антонченко А.Д. в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка, после чего земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности по результатам жеребьевки. Предоставление земельного участка Антонченко А.Д. повлечет нарушение прав и законных интересов других семей.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемых судебных актов в кассационной порядке.
Случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края определяет Закон Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ).
Согласно части 3 статьи 4 названного Закона образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований.
В силу статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ предоставление земельных участков осуществляется в заявительном порядке путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган местного самоуправления, который в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления принимает решение: о включении гражданина (граждан) в реестр; об отказе во включении гражданина (граждан) в реестр.
Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой принятия решения уполномоченным органом местного самоуправления о включении гражданина (граждан) в реестр.
В соответствии с частью 12 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ уполномоченные органы местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в реестр, а в случае присвоения гражданину нового реестрового номера в соответствии с частью 2 статьи 5(1) и абзацем третьим части 9 статьи 5(3) настоящего Закона - со дня присвоения нового реестрового номера, принимают решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.
Решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям принимается уполномоченным органом местного самоуправления после проведения проверки соответствия гражданина (граждан) и его (их) детей требованиям пункта 2 части 4 статьи 2 настоящего Закона по результатам жеребьевки, проводимой в соответствии со статьей 5(1) настоящего Закона (часть 13).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в срок, установленный частью 12 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ, решение о предоставлении в собственность земельного участка Антонченко А.Д, включенной распоряжением управления муниципальной собственности г. Владивостока от 8 февраля 2022 года N 363/28 в реестр граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, поэтому в целях восстановления нарушенного права административного истца возложили на администрацию г. Владивостока обязанность принять решение по заявлению Антонченко А.Д. от 11 января 2022 года вх. N 227/1у в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ.
Разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Между тем суды при определении способа восстановления нарушенного права административного истца не учли, что в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ результатом рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, поданного гражданином, имеющим трех и более детей, является принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о включении либо об отказе во включении гражданина (граждан) в реестр. Данное решение в отношении Антонченко А.Д. принято.
Фактически административный истец связывает нарушение своих прав с несоблюдением административным ответчиком требований части 12 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ, в соответствии с которой уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в реестр. В то же время право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка в собственность данный закон Приморского края не гарантирует.
Это следует, в частности, из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года N 375-О, в силу которой требования, установленные законом субъекта Российской Федерации о предоставлении многодетным семьям земельных участков согласно очередности и о формировании уполномоченным органом перечня земельных участков, отвечают конституционному принципу справедливости и обеспечивают необходимый контроль за деятельностью публичных органов, обязанных осуществлять соответствующий учет в процессе распределения земли и планировать свою деятельность исходя из реальных потребностей граждан и имеющихся объективных возможностей.
Поскольку уполномоченный орган местного самоуправления в целях обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, обязан действовать в соответствии с порядком, установленном законом, администрация г. Владивостока обязана рассмотреть вопрос о предоставлении Антонченко А.Д. и ее детям в собственность бесплатно земельного участка по правилам, установленным Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в части возложенной на административного ответчика обязанности подлежат изменению.
Оснований для отмены решения суда и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы административного ответчика не имеется, поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 ноября 2022 года изменить.
Возложить на администрацию г. Владивостока обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Антонченко А.Д. и ее детям в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с порядком, установленным Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 6 сентября 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.